Кто «стоит» за алматинскими парковками?
Тема парковок – одна из самых «любимых» и обсуждаемых всеми. Как стало известно, вчера, 16 ноября, алматинские городские власти совершили объезд по планируемым к изъятию земельным участкам, где предполагается строительство многоуровневых автопаркингов.
До начала следующего года чиновники обещают разработать Концепцию единой парковочной инфраструктуры с картой парковочных зон, стационарных, внутридворовых автостоянок и гаражных кооперативов. Единую платную систему планируется запустить к маю 2016 года, а для реализации этих планов городские власти намерены привлечь частных инвесторов. Отметим, что тема многоярусных стоянок не нова. Еще в 2005 году сообщалось о планах строительства 150 таких объектов. Тогда даже подсчитали, сколько средств потребуется на эти цели. Называлась сумма в 1 млрд 378 млн тенге, а до 2020 года предполагалось строительство еще 132 паркингов. Однако планы так и остались планами. Возможно, причиной тогда стала смена акима в 2008 году. Сколько средств потребуется на внедрение нового плана и кого руководство города в лице Бауыржана Байбека намерено привлечь в качестве инвесторов – еще неизвестно. Но это всего лишь вопрос времени.
Напомним, в начале октября на заседании общественного совета по противодействию коррупции при Алматинском городском филиале партии «Нұр Отан» были представлены результаты исследования вопроса организации работы парковок в южной столице. Сделано, как оказалось, это по поручению председателя Алматинского городского филиала партии «Нур Отан» Бауржана Байбека. Тогда же было отмечено, что из-за отсутствия должного контроля (с чьей стороны, правда, не уточнялось) владельцы выделенных под парковку мест не выполняли свои обязательства, вместо многоуровневых паркингов строили бизнес-центры, а понятие «временный собственник» было относительным, так как ранее акиматом участки выделялись на срок от 49 до 100 лет. Помимо этого по результатам проведенной выборочной оценки деятельности 42 автопарковок установлено, что суммарный объем оплаты за парковку в течение одного часа составляет 305 500 тенге. При предположении 4-кратной сменяемости автомобилей на паркинге сумма сбора в течение суток равнялась бы 1 222 000 тенге, а в течение года – 446 030 000 тенге. В общем, по рекомендации партийцев городскими властями был введен мораторий на взимание платы с 1 ноября 2015-го по 1 мая 2016 года на всех автопарковках тротуарного типа (есть еще и площадочные), а договоры с эксплуатирующими их организациями расторгнуты. Временная обязанность по обеспечению порядка на стоянках вдоль дорог пока возложена на ТОО «Алматы техспецпаркинг сервис».
Быть или не быть?
По данным городских властей, 64 парковки тротуарного типа – 32 ночные и 32 дневные – находились в ведении ТОО «Алматы техспецпаркинг сервис» (единственный учредитель – управление финансов г. Алматы). Помимо этого на балансе у предприятия шесть специализированных штрафных стоянок, которые содержатся за счет получаемой прибыли. Напомним, это ТОО, как рассказывали ранее, создано в ноябре 2013 года путем реорганизации государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения акимата города Алматы «Алматы паркинг». Руководит ТОО с декабря 2013 года Утегалиев Саин Искахович.
Предприятие не финансируется из городской казны и, скажем так, «живет» за счет сдачи в аренду подземных пешеходных переходов и автопаркингов. Из финансовой отчетности ТОО следует, что 2014 год компания закончила со следующими показателями. Совокупный доход структуры составил 125 577,1 тыс. тенге (без учета НДС), из них по статье «Доходы за услуги на автостоянках» пришлись 75 881,7 тыс. тенге, а на обустройство и содержание паркингов было израсходовано 2 901,3 тыс. тенге. В местный бюджет в виде налоговых отчислений от чистого дохода поступило всего… 899,0 тыс. тенге. В первом полугодии 2015 года сборы за парковку автотранспорта на временных автостоянках (при тарифе 50 тенге) составили 35 883 700 тенге: в январе 2015 года – 5 458 000 тенге; в феврале 2015 года – 5 920 000 тенге; в марте 2015 года – 6 269 000 тенге; в апреле 2015 года – 6 384 000 тенге; в мае 2015 года – 6 040 700 тенге; в июне 2015 года – 5 812 000 тенге.
Что будет с предприятием в дальнейшем – вопрос открытый. Надзорными органами в конце октября были представлены результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности компании. Выявленные нарушения назвали вопиющими, а причиненный государству материальный ущерб оценили в миллионы тенге. К примеру, согласно хронометражному обследованию, проведенному алматинской прокуратурой, средний дневной доход предприятия должен составлять 49 тыс. тенге. Таким образом, годовой доход предприятия должен был составить 150 млн тенге. Но почему при прежнем руководстве города ни сотрудники прокуратуры, ни партийцы не реагировали на многочисленные жалобы жителей Алматы и публикации в СМИ, остается, мягко говоря, загадкой. Будет ли привлечено к ответственности руководство «Алматы техспецпаркинг сервиса» и кто возместит предполагаемый материальный ущерб – неизвестно, пока эти вопросы остаются без ответа. Сейчас на ТОО, как уже упоминалось ранее, возложена временная обязанность по обеспечению порядка на стоянках вдоль дорог. Но договор о временном землепользовании участками с компанией, как выяснилось, уже не стали продлевать.
Чьих вы будете?
Перейдем к частным компаниям. В 2012 году городскими властями был проведен первый тендер по организации автопарковок тротуарного типа на 42 участка. Тогда победителями стали две компании – «Orta Zher Companу» и «Алатау Лизинг». Но, по информации управления природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы, они не выполнили свои обязательства, вследствие чего договора с ними были расторгнуты. Правда, когда это случилось – не уточняется.
В 2014 году был проведен повторный тендер на 190 автопарковок тротуарного типа (в Алмалинском, Бостандыкском, Медеуском районах на 3156 машиномест общей площадью 49,492 гектара). На сей раз победителем стала компания «S.A. Business Company». По условиям договора доверительного управления, ТОО должно было в течение 160 дней со дня подписания документа выполнить работы по оборудованию и благоустройству автостоянок и получить акт о разрешении на их эксплуатацию. Однако компания только в июне 2015-го получила разрешение на эксплуатацию 77 автопарковок и запустила 23 из них. В итоге сумма поступлений в бюджет с июня составила всего 600 тыс. тенге. Отметим, что по договору за доверительное управление «S.A. Business Company» должно было перечислять в городскую казну 20% от общей суммы дохода ТОО.
Впрочем, как выяснилось, это были не единственные нарушения со стороны «S.A. Business Company». В августе текущего года комитет государственных доходов Министерства финансов РК также обратился в адрес акимата Алматы с ходатайством о расторжении договора с этой компанией. Причиной стали, как было указано в письме, многочисленные нарушения налогового законодательства. Почему прежнее руководство акимата Алматы так долго «возилось» с этой компанией, несмотря на невыполнение взятых ею обязательств, известно, конечно, только городским властям. Для общественности этот нюанс в их взаимоотношениях так и остался «тайной за семью печатями». Договор с этой компанией расторгнут совсем недавно, а именно в конце октября 2015-го.
Вкратце о самой компании и его собственниках. ТОО зарегистрировано в феврале 2014-го, а в сентябре уже выиграло крупный тендер по автостоянкам. Единственным учредителем компании официально указан Ермекбаев Оразбек Бейсембекович. Какой-либо информации о нем в открытых источниках нет. Известно только то, что ему в этом году исполнилось 50 лет. Оразбек Ермекбаев также имеет долю участия в уставном капитале компании «Китсан», работающей в сфере туризма. Соучредителями выступают Герман Александр Анатольевич (1974 г.р.) и 24-летний Абдуллин Алибек Мухитұлы. Первый из бизнес-партнеров Оразбека Ермекбаева – официально владеет двумя ТОО-шками – «Мега Инвест Сервис» и «Строительная компания «AIKO», занятыми в строительной отрасли. Отметим, что в 2007 году компания «Мега Инвест Сервис» была в центре скандала. Тогда СМИ сообщали, что несколько жильцов Бостандыкского района, чьи дома находятся на пересечении улиц Джандосова и Гагарина и попадали под снос, объявили голодовку. Таким образом домовладельцы выражали свое недовольство суммой предлагаемой компенсации – от 35 тысяч до 43 тысяч долларов за сотку. Люди требовали повышения компенсации до 100 тысяч долларов за сотку, ссылаясь на то, что с другими собственниками участков этого района строительная компания договорилась именно по этой цене.
Свято место пусто не бывает
В 2012 году был также проведен первый тендер на организацию паркинга площадочного типа на территории, прилегающей к торговому центру «Адем» (общая площадь – 3,5578 гектара). Победителем стало ТОО «Алматы XXI век». Стоянка была введена в эксплуатацию в начале 2013 года. Сумма поступлений в местный бюджет с начала деятельности, по данным городских властей, составила 7,6 млн тенге (кстати, насколько эта цифра при тарифе в 200 тенге соответствует реальной картине – неизвестно). Поясним, что это за компания. ТОО «Алматы XXI век» – это собственник торгового комплекса по улице Северное кольцо. Напомним, в апреле 2015 года сгорело одно из зданий ТЦ – «Адем-1». Как оказалось, объект общей площадью около 60 квадратных метров с земельным участком 2,75 гектара компания выкупила в марте 2014 года у АО «АТФ банк». Тогда же СМИ и общественные организации сообщали, что перед пожаром новый владелец застраховал помещение на сумму более 5 млрд тенге. Отметим, что «АТФ банком» с 2013 года через ТОО «KNG Finance» владеет Галимжан Есенов – внук известного ученого, доктора геолого-минералогических наук, бывшего министра геологии Казахской СССР Шахмардана Есенова и зять экс-акима города Алматы Ахметжана Есимова.
В сентябре этого года пострадавшим от пожара предпринимателям сообщили о смене собственников ТЦ. Официальную же процедуру перерегистрации ТОО прошло в начале октября текущего года, и часть доли в уставном капитале «Алматы XXI век» перешла 43-летнему Ержанову Ерлану Манарбековичу. До начала октября 2015-го единственным учредителем был указан 40-летний Тымбаев Ербол Бексултанович. Его отец когда-то занимал пост министра пищевой промышленности Казахской ССР. К слову, Ербол Тымбаев и Галимжан Есенов – давние партнеры по бизнесу. Они вместе были в числе акционеров АО «Delta bank», страховой компании «Пана Иншуранс». Кроме этого, перед покупкой ТЦ «Адем» Ербол Тымбаев был в составе Совета директоров ОАО «Оптима» в Кыргызстане, акциями которого владеет «АТФ банк».
Помимо того, что он владеет долей в «Алматы XXI век», Ербол Тымбаев выступает также соучредителем ТОО «Сorporation GAS». Партнеры в этом бизнесе – АКОО «Luriato Corporation» и Руслан Усманов (ранее он был в числе держателей ценных бумаг АО «Delta bank»). Через это ТОО компаньоны управляют фирмой «Достар Тау LLP» (еще одним совладельцем здесь числится Ануар Рамазанов – экс-акционер страховой компании «Grandes», конечным бенефициаром которого на данный момент выступает через ТОО «KNG Finance» Галимжан Есенов).
В 2015 году проведен уже очередной тендер на участках по обустройству парковок площадочного типа на земельных участках, освобожденных от торговых рынков по ул. Северное кольцо. Победителями стали ТОО «Байсат» (перед ТЦ «Байсат»), ТОО «Рикея» (ТЦ «Алатау-1» и «Алатау-2»), ТОО «Дэ Литтл Битл» (ТЦ «Барыс», «Олжа» и «Ялян»). Кто же стоит за этими компаниями?
Начнем с ТОО «Байсат». Учредителями этой компании указаны Қанатбекқызы Саида (1979 г.р.) и Бахтиярқызы Əсел (1975 г.р.). Какая-либо информация об этих двух бизнес-леди в открытых источниках отсутствует. Известно только то, что основной их бизнес – это сдача в аренду ряда принадлежащих им торговых центров и коммерческой недвижимости (основная их часть находится в городе Алматы), в частности комплексов «Байсат» (ранее – «Аль-Фараби», район Центральной барахолки) и «Мега-Тау» (по ул. Пушкина, район Зеленого базара). Помимо этих ТЦ в активах предпринимательниц еще несколько объектов: 9-этажный торгово-офисный комплекс «Kaisar» в «золотом квадрате» (ул. Богенбай батыра, уг. ул. Чайковского), «Майсат» (пр. Сейфуллина, уг. ул. Айтеке би), а также «Акбар Плаза» (ул. Желтоксан, уг. ул. Богенбай батыра). Кстати, среди собственников БЦ фигурирует также некое учреждение «СЭЗ «Арвей Глобал».
Руководит компанией 32-летний Кемаль Эфенди – один из конечных бенефициаров АО «Тартып». Через компанию «Kaz Waste Management» он совместно с Булегеновым Асхаром Ундасиновичем и Атабаевым Тимуром Данияровичем владеет 66,02% ценных бумаг предприятия по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов. Сейчас предприятие убирает 70% территории города (52 участка), а остальные 30% поделены между другими 39 мелкими организациями.
Следующий победитель тендера – ТОО «Рикея». Это юридическое лицо зарегистрировано в октябре 2014-го. А уже в январе этого компания стала одним из победителей тендера по обустройству парковок площадного типа на земельных участках, освобожденных от торговых рынков по ул. Северное кольцо, в частности перед торговыми центрами «Алатау-1» и «Алатау-2». Единственным учредителем компании официально указан 50-летний Оразбек Ермекбаев – собственник ТОО «S.A. Business Company», о котором мы уже рассказывали выше.
Еще одна компания, работающая в сфере организации платных парковок площадочного типа – это ТОО «Дэ Литтл Битл» (The Little Beatle). Компания работает на рынке с 2008 года. Основная ее деятельность – оптовая торговля. Учредителями в настоящее время числятся Алексеев Вячеслав Александрович и Каманов Азамат Туякович (1977 г.р.), а также 49-летний Погосян Арутюн Арушаванович (через ТОО «Skytec»). Каких-либо сведений об этих людях в открытом доступе нет. Известно только то, что 38-летний Азамат Каманов – брат супруги Батыра Маханбетажиева, главного директора по стратегическому управлению АО «Казахтелеком».
Вся информация взята из открытых и официальных источников.