Топ-100 Изменить механизм налогообложения в Казахстане предлагает депутат
  • 19 мая, 16:13
  • Астана
  • Weather icon +20
  • 443,44
  • 480,51
  • 4,88

Изменить механизм налогообложения в Казахстане предлагает депутат

Наибольший удельный вес приходится на корпоративный подоходный налог — 306,6 миллиарда тенге.

Депутат мажилиса Адиль Жубанов заявил о необходимости изменения механизма налогообложения в стране, передает корреспондент Total.kz.

«Дефицит республиканского бюджета в 2018 году составил 729,2 миллиарда тенге, в 2019 году — 1,3 триллиона тенге, в 2020 году — 2,2 триллиона тенге, а в 2021 году фактически сложился в объеме — 2,2 триллиона тенге. Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет заимствования. Данные действия влекут за собой расходы на погашение и обслуживание займов и в соответствии с ПСЭР страны предполагается прогноз увеличения государственного долга с 28,6 триллиона тенге в 2023 году до 44,1 триллиона тенге в 2027 году т.е. до 25% к ВВП и увеличения более чем на 50%», — сказал Жубанов, озвучивая депзапрос на имя главы минфина.

Вместе с этим по налоговым льготам сумма потерь по корпоративному подоходному налогу (КПН) и налогу на добавленную стоимость (НДС) составили в 2020 году 5,2 триллиона тенге, в 2021 году — 8,2 триллиона тенге, а в 2022 году только по НДС — 7,5 триллиона тенге.

«При этом по итогам проведенного Высшей аудиторской палатой аудита эффективности работы госорганов в части налоговых льгот и их налогового администрирования в 2022 году, выявлен ряд существенных проблем и самый главный вывод говорит о том, что не ведется мониторинг за эффективностью применения налоговых льгот и преференций из-за чего объем некоторых льгот невозможно подсчитать или оценить результаты их применения. Ежегодно растет недоимка по налогам. Так по состоянию на 1 января 2022 года недоимка в консолидированный бюджет составила 618,8 миллиарда тенге, увеличившись с начала 2021 года (217,1 миллиарда тенге) на 401,7 миллиарда тенге, или в 2,8 раза. Наибольший удельный вес приходится на корпоративный подоходный налог — 306,6 миллиарда тенге (49,5%) и налог на добавленную стоимость — 120,2 миллиарда тенге (19,4%)», — перечислил депутат.

По его мнению, одной из основных проблем являются махинации с корпоративным подоходным налогом и налогом на добавленную стоимость — эти виды налогов создают условия для нелегального обналичивания денежных средств, выписки фиктивных счетов-фактур, создания схем для уклонения от уплаты налогов и различных видов лжепредпринимательства, что в конечном итоге способствует увеличению объема теневой экономики. 

«Резюмируя вышеизложенное, считаю, что рациональным решением описанных проблем послужит применение альтернативной системы налогообложения со ставкой, привязанной к коэффициенту налоговой нагрузки по отраслям и назвать данную систему «Налог с оборота», аналогично упрошенному режиму налогообложения, который будет удерживаться и перечисляться от каждой сделки в бюджет банками второго уровня. Это обеспечит справедливое налогообложение на каждой стадии: от начальной — производственной, до конечной — оптово-розничной реализации», — отметил мажилисмен и предложил рассмотреть возможность в пилотном режиме ввести эту систему налогообложения в какой-нибудь отрасли и посмотреть к какому эффекту это приведет.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×