Новый формат адресной соцпомощи не улучшает жизнь казахстанцев — исследование
Количество получателей адресной социальной помощи уменьшилось, при этом многодетных семей стало больше.
Павлодарский журналист Майя Ертурина на грант от международного фонда провела исследование на тему «Новый формат оказания адресной социальной помощи многодетным семьям на примере Павлодарской области». Журналист попыталась показать целесообразность и эффективность реформы предоставления адресной социальной помощи (АСП). О результатах исследования она рассказала корреспонденту Total.kz
ТОТАЛ: Основной целью реформы предоставления адресной социальной помощи было уменьшение иждивенческих настроений. Сколько многодетных семей в Павлодарской области получают АСП?
ЕРТУРИНА: В ходе проведенного мною исследования выяснилось, что по республике в 2017 году выделялось 2,1 миллиарда тенге на АСП, в 2018 году — 2,5 миллиарда. Казалось бы, увеличение суммы идет, но если сравнивать увеличение этой суммы с чертой бедности, то получается немного иначе. Черту бедности по сравнению с 2017 годом увеличили, теперь это 14 849 тенге, ранее было 9783 тенге. То есть увеличение сумм, выделяемых бюджетом на АСП, не соответствует повышенному уровню «черты бедности». Я сделала несколько запросов в управление координации занятости и социальных программ Павлодарской области и Министерство труда и социальной защиты населения. Министерство предоставило ответ, но некорректный, они не указали, сколько всего многодетных семей получают АСП. Мне пришлось руководствоваться данными статистических сборников. Я выяснила, что количество получателей АСП уменьшилось, а многодетных семей при этом становится больше. В управлении тоже не смогли мне предоставить таких данных, потому что у них такой дифференциации нет. Выяснилось, что до июля 2018 года определения «многодетная семья» не было даже в кодексе «О браке (супружестве) и семье». Упоминание понятия «многодетная семья» было только в законе «О жилищных отношениях». Возможно, теперь, по итогам 2018 года, министерство и управление наконец-то смогут предоставить такие данные.
ТОТАЛ: Новый формат АСП предусматривает два варианта: безусловная помощь, которая назначается семьям, где нет трудоспособного члена семьи, и обусловленная, предполагающая заключение социального контракта с трудоспособным членом семьи. В социальном контракте прописываются обязательства. Выполняют ли стороны эти обязательства?
ЕРТУРИНА: Мне удалось выяснить, что при заключении социального контракта с государством большая часть людей была трудоустроена на временные работы. К примеру, на общественные работы по уборке улиц, и намного их уровень жизни не улучшился. Возможно, трудоспособный член семьи, как правило — отец, раньше получал 40 тысяч, теперь — 50, что позволило ему формально выйти за черту бедности. Зная вакансии, которые предлагают в центрах занятости Павлодарской области, не думаю, что человеку, заключившему социальный контракт, предоставят работу, соответствующую среднестатистической заработной плате в регионе — 164 тысячи тенге. Мне бы хотелось получить данные: сколько граждан, заключивших социальный контракт, были устроены на постоянную работу. Я запрашивала, какие это именно секторы. Мне не ответили.
ТОТАЛ: В Министерстве труда и соцзащиты говорят о том, что в рамках АСП семьи получают микрокредиты и становятся предпринимателями.
ЕРТУРИНА: Предпринимателями стали? Это громко сказано. Кто-то корову свою оформил на ИП и молоко продает, в лучшем случае. Реального улучшения жизни населения благодаря этому пособию и благодаря мерам социальной поддержки — нет. Если раньше, к примеру, многодетные малообеспеченные семьи каждый месяц получали на каждого ребенка хоть и небольшую сумму до 18 лет, то теперь всего на полгода. Но министерство и управление мотивируют тем, что сумма стала больше. Хорошо, что в законе нет ограничения, и заявители могут подавать документы неограниченное количество раз. То есть не улучшились условия жизни — снова подают на АСП. И самый большой минус, что в совокупный доход учитывают всё, за исключением единовременного пособия по рождению ребенка. Но во многих малообеспеченных семьях есть дети-инвалиды — это уже около 40 тысяч тенге, ежемесячное пособие на ребенка до года, личное подворное хозяйство, даже если это две-три овцы и пара кур, уже всё учитывается как совокупный доход. Если этот показатель хотя бы на пару тенге превышает сумму в 14 849 тенге на каждого члена семьи, рассчитывать на АСП им не приходится. И многие люди, которые живут на грани нищеты, не могут получать это пособие. Они не малообеспеченные по меркам нашего государства. Я считаю, что из совокупного дохода нужно исключать такие виды «дохода».
ТОТАЛ: После того как мы написали о новом формате адресной социальной помощи, редакционный телефон буквально разрывался. Звонили почти со всех регионов Казахстана с одним вопросом: куда и как подавать документы для получения АСП? Люди не информированы?
ЕРТУРИНА: ЮНИСЕФ накануне реформы АСП проводил исследования в Атырауской и Мангистауской областях. Выяснилось, что очень многие люди вообще не знают про возможность получения адресной социальной помощи и пособий по многодетности. В рамках исследования мы предложили меры информирования населения: выдавать буклеты в роддомах, ЦОНах, родителям в детских садах и школах. Также я проводила опрос среди населения Павлодарской области в социальных сетях. Очень многие люди не знают, что существуют меры социальной поддержки населения, другие не подают документы из-за маленькой суммы выплаты. Есть те, кто прописан в сельской местности, но проживает в городе. Городские управления не принимают у них документы из-за отсутствия постоянной регистрации местожительства, в сельских округах документы не берут, потому что они там не проживают. По результатам моего опроса в соцсетях мне удалось выяснить, что всего три человека из действительно нуждающихся получали обновленное АСП, двое получали АСП по старым условиям. Для органов соцзащиты самое главное, чтобы в цифрах семья, получающая АСП, вышла за черту бедности. А насколько качественно изменилась их жизнь, никого не интересует.
ТОТАЛ: Государственные органы готовы принять результаты вашего исследования?
ЕРТУРИНА: Меня пригласили выступить в Академии госслужбы. Не знаю, были ли представители министерства, но был представитель соцзащиты города Астаны. Там была бурная полемика, ее поддержали коллеги, у них не было доводов, они просто обвиняли меня, что я против реформы АСП. А я ведь просто пыталась показать, как работает этот механизм на местах. В управлении координации занятости и социальных программ Павлодарской области со мной не хотят ни встречаться, ни разговаривать, даже по телефону. Чиновники не готовы к конструктивному диалогу с гражданским обществом.