Возбуждать уголовные дела о суицидах детей предложили в Казахстане
Ежегодно в стране в среднем 172 ребенка совершают акты суицида.
Факт суицида должен быть поводом к началу досудебного расследования, чтобы разобраться в истинных причинах и при необходимости выявлять виновных, заявил на заседании в мажилисе PhD по юриспруденции, ассоциированный профессор КазГЮУ имени М. С. Нарикбаева Муслим Хасенов, передает корреспондент Total.kz.
«Если нет расследования, сбора доказательств, практически невозможно установить и вину, виновных привлечь к ответственности. Есть и факты, когда родственники лиц, совершивших суицид, по каким-то причинам не подают заявление, либо отказываются от возбуждения — ввиду страха, подкупа либо просто нежелания в силу трагических обстоятельств. Важно понимать, что уголовный процесс располагает всем необходимым инструментарием для выяснения всех причин. Предлагается внести в статью 180 УПК РК дополнение, что факт суицида должен быть поводом к началу досудебного расследования, потому что каждый факт мы должны расследовать. Только так мы можем разобраться в истинных причинах и при необходимости выявлять виновных», — сказал Хасенов.
По его словам, за восемь лет анализа статистики он пришел к достаточно шокирующим выводам: ежегодно в Казахстане в среднем 172 ребенка совершают акты суицида, а количество попыток суицида среди несовершеннолетних достигает 350 случаев в год.
Он добавил, что посмотрев, сколько дел было возбуждено по статье 105 «Доведение до самоубийства» УК РК, то выясняется, что в год всего регистрируется около 40 дел, или не более 25%.
Причины такой ситуации, считает юрист, что формально само по себе проявление суицида не является уголовным правонарушением, соответственно, формально такие факты не являются поводом к началу досудебного расследования согласно статьи 180 УПК РК.
«Но мы все понимаем, что суицид — это абсолютно ненормальное явление, неестественная смерть, даже насильственная. Мы не должны упрощенно воспринимать суицид, как добровольный уход из жизни, особенно, если это касается ребенка. Потому что это очень циничный и опасный подход. И мы должны понимать, что у любого суицида, особенно детского, есть причины, когда человек, особенно ребенок, доведен до отчаяния и помимо внутренних психологических факторов есть внешние. И в науке уголовного права уже сформировалось понятие «криминальный суицид». Это такое самоубийство, причиной которого выступает внешнее негативное воздействие физического, психического, информационного характера», — объяснил Хасенов.