Вопросы унитарности и территориальной целостности РК не могут быть предметом референдума – проект поправок в Конституцию РК
Министр юстиции Марат Бекетаев в своем докладе рассказал мажилисменам, какие изменения правительство предлагает внести в Конституцию РК согласно проекту Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», передает Total.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства юстиции РК.
«Уважаемый Нурлан Мажитович!
Уважаемые депутаты, приглашенные!
Проект Конституционного закона разработан в порядке законодательной инициативы Президента. Он направлен на приведение отдельных конституционных законов в соответствие с поправками в Конституцию.
Изменения вносятся в 8 конституционных законов
(«О выборах», «О Парламенте и статусе его депутатов», «О республиканском референдуме», «О Правительстве», «О Президенте», «О Конституционном Совете», «О Первом Президенте – Лидере нации», «О судебной системе и статусе судей»).
1. В Конституционном законе «О Президенте» полномочия Президента приводятся в соответствие с конституционными поправками.
В частности, Президент по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, назначает на должности членов Правительства.
Вместе с тем в случае обращения депутатов Парламента об освобождении от должности члена Правительства в установленном Конституцией порядке (Подпункт 6) статьи 57) Президент освобождает его от должности.
Из Конституционного закона «О Президенте» исключаются следующие законодательные функции:
- издавать указы, имеющие силу закона;
- объявлять проект закона срочным;
- поручать Правительству внести законопроект в Мажилис и
- отменять акты Правительства.
2. В Конституционном законе «О Первом Президенте – Лидере нации» вносятся поправки в части наименования и уточнения статуса Первого Президента Казахстана как «Елбасы».
3. Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» будет дополнен статьей 22-1, определяющей порядок согласования с Мажилисом кандидатур членов Правительства.
Консультации будут проводиться в соответствующих постоянных комитетах. Соответствующие кандидатуры на должности представляет Премьер-Министр или уполномоченное им должностное лицо.
Соответствующий комитет будет выносить заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре.
4. Согласно конституционным поправкам, в Конституционный закон «О Правительстве» вносятся изменения по упразднению центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.
Также устанавливаются нормы, регламентирующие взаимоотношения Правительства с Президентом и Парламентом.
Правительство действует в пределах срока полномочий Мажилиса и слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом.
5. В Конституционном законе «О выборах» предусматриваются поправки, направленные на повышение правовой грамотности избирателей и участников избирательного процесса.
Вносятся дополнительные требования, предъявляемые к кандидату в Президенты:
- наличие опыта работы на государственной службе или на выборных государственных должностях не менее 5 лет;
- подтверждение отсутствия заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей (для этого проводится медицинское освидетельствование).
6. Согласно изменениям в Конституционный закон «О Конституционном Совете» предусмотрено право Президента направлять обращения в Конституционный Совет в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности.
При этом определяются последствия обращения в Конституционный Совет и последствия принятия Советом решений.
7. В Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» вносятся поправки, направленные на уточнение реализации Верховным судом функции разъяснения судебной практики.
Вместе с тем устанавливаются требования к участникам конкурса на должность судьи. В целях их усиления пересмотрен возраст кандидата в судьи районного суда (с 25 до 30).
8. Вносятся поправки в Конституционный закон «О республиканском референдуме».
Не могут быть предметом референдума вопросы унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Первым Президентом – Елбасы, и его статуса.
Принятие проекта Конституционного закона не требует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета», – доложил министр.
ИА Total.kz