Системные коррупционные риски вскрыты в сфере спорта РК
![](/storage/96/96925516ecdf3bd5280245b269b672ac_resize_w_830_h_465.png)
С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в 2 раза и составил 1,4 триллиона тенге.
Агентством по противодействию коррупции совместно с Министерством туризма и спорта проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, в результате которого установлены коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению государственных средств, сообщает Total.kz.
На центральном уровне внешний анализ проводился в деятельности Минтуризма, на региональном уровне в областных управлениях спорта и физической культуры.
«С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в 2 раза и составил 1,4 триллиона тенге. На следующие 3 года запланировано выделение еще 1,3 триллиона тенге. Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar)», — уточнили в агентстве.
Как показал анализ, текущему положению способствует ряд факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:
1) Явный дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта:
«Бюджет спорта высших достижений в 9 раз больше (340 миллиардов тенге), чем на массовый спорт (35 миллиардов тенге). В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину».
2) Бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами:
«Выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенную оплату труда и двойное финансирование».
3) Неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО «Самрук-Қазына»:
«Выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в 5-звездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения. За 6 лет (2018-2023 годы) на финансирование 4 профклубов направлено 138 миллиардов тенге спонсорских средств АО «Самрук-Қазына» (ФК «Астана» — 50,1 миллиарда, ХК «Барыс» — 48,8 миллиарда, велокоманда Astana Qazaqstan Team — 31,5 миллиарда, БК «Астана» — 8 миллиардов тенге)».
4) Неэффективное управление спортивными сооружениями:
«За последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 миллиарда тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений».
5) Мнимая реализация государственно-частного партнерства:
«Под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 миллиарда тенге, из них выплачено 62 миллиарда тенге бюджетных инвестиций».
6) Отсутствие цифровизации спортивных процессов:
«Разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась, так, профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров».
В результате внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран — не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, неотремонтированные залы ДЮСШ и т. д., указывается в анализе.
«Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте. По итогам анализа агентством ведомству предложен комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных государственных органов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство», — отмечают в Антикоррупционной службе.
В числе предлагаемых рекомендаций:
- установление приоритетов развития спорта;
- ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов;
- обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в том числе UEFA и FIFA;
- централизация финансирования спорта;
- ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте;
- исключение оснований для закупа из одного источника (при закупе товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований);
- ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию;
- создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств.
«Исполнение рекомендаций находится на контроле», — добавили в агентстве.