Топ-100 Роль АНК в выполнении главных задач «Нурлы Жол» и формировании казахстанской нации
  • 02 мая, 07:02
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 442,05
  • 474,14
  • 4,74

Роль АНК в выполнении главных задач «Нурлы Жол» и формировании казахстанской нации

Фото: inform.kz

В этом году Ассамблея народа Казахстана отметила свое 20-летие. О важности этого события Президент РК, озвучивая свое Послание «Нурлы Жол – Путь в будущее» сказал: «Чтобы пройти глобальный экзамен на зрелость, мы должны быть сплоченными. Мы должны крепить доверие между всеми казахстанцами! Быть толерантными друг к другу! Это ключи к будущему Казахстана. Межэтническое согласие - это живительный кислород. Мы не замечаем его, когда дышим, делаем это автоматически - мы просто живём. Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие».

О важности Ассамблеи, как института, проделавшего огромную работу по формированию цельного казахстанского народа, состоящего из уважающих друг друга этносов, пишут в своей статье руководитель Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в ЦАР Академии государственного управления при Президенте РК, доктор социологических наук, заместитель председателя НЭС АНК Айгуль Садвокасова и и. о. профессора кафедры «Политическая стратегия государства» Национальной школы государственной политики (НШГП) Академии государственного управления при Президенте РК, кандидат политических наук Гульмира Досмагамбетова.

Статья под названием «Государственная этнополитика Казахстана: механизмы формирования казахстанской идентичности» опубликована в издании КИСИ «Казахстан-Спектр».

Авторы приводят цитаты главы государства, озвученные им на XVI съезде партии «Нур Отан», которые определяют новый вектор развития нашей страны.

«Глава государства отметил: «Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия. Конституция Казахстана гарантирует равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности».

Вместе с тем Президент РК поставил задачу дальнейшего укрепления казахстанской идентичности, которая должна основываться на принципе гражданства: «Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям». Гражданство -  это конституционно-правовое состояние, устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство как институт позволяет гарантировать равные права и ответственность всех граждан в равной степени».

Авторы рассматривают понятие гражданства в разрезе международного права и иностранного обихода, где в качестве синонима «гражданство» применяется и «национальная принадлежность»

«Таким образом, ключевым стержнем реформ является укрепление казахстанской идентичности на принципах гражданства. «Граждане Республики Казахстан имеют равные права и обязанности независимо от расовой, этнической, социальной принадлежности, религиозных взглядов. Это закреплено в Конституции Республики Казахстан», — отметил Глава государства.

Гражданская идентичность — соотнесение индивида с общностью граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. В результате формирования гражданской идентичности происходит отождествление индивидом себя с государством, обществом, страной, происходит формирование общих ценностей, норм и правил».

Ученые полагают, что процесс построения идентичности зависит от окружающего мира, системы взглядов и убеждений, специфики государственного устройства, общественных отношений.

«В этом смысле казахстанская реальность имеет свои особенности и логику развития. Государственная идентификация независимого Казахстана выстраивалась в соответствии с концепцией государственного развития: конституционные основы, территориальная целостность, президентская республика, единство и согласие полиэтнического общества, государственный язык, государственные символы.

Последовательные реформы государственного строительства позволили обеспечить укрепление базовых основ государственности, определить внутреннюю и внешнюю политику, выработать стратегические цели и выстроить повседневную практику взаимодействия государства и общества. Казахстанская идентичность строится на следующих элементах общественного и государственного устройства:

- гражданство, равенство прав граждан;

- государственная граница — международно-правовое оформление;

- межэтническая толерантность и общественное согласие;

- государственный язык, сохранение русского языка и развитие языков этносов Казахстана, изучение английского языка;

- государственные символы, отражающие историю, духовное единство и устремленность в будущее нации».

В статье говорится о том, что одним из ключевых направлений государственной политики в этом вопросе выступает этнополитика.

«Для полиэтничного и поликонфессионального Казахстана политика сохранения мира и стабильности, создание атмосферы доверия и уважения, формирование единой нации являются фундаментальной основой укрепления независимости. Этнополитика Казахстана опирается на конституционные принципы государства, в которых определен приоритет прав человека и гражданина. Равенство прав этносов, проживающих на территории Казахстана, закреплено в нормативных документах и реализуется на практике.

В укреплении казахстанской идентичности через систему общественных отношений, публичной политики и государственного управления одно из центральных мест занимает Ассамблея народа Казахстана (АНК)», - отмечают авторы.

Напоминая историю создания АНК, стоит добавить, что она была создана в 1995 г. Указом Главы государства и с первых дней вела активную работу в общественно-политическом поле страны как прогрессивный и стабилизирующий механизм национального строительства.

«Принципы политического устройства — унитарность, равенство прав граждан независимо от этнической или иной другой принадлежности, приоритет прав человека и гражданина — стали базовыми в работе Ассамблеи. Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана», принятый в 2008 г., определил задачи и функции данного института. Правовой статус Ассамблеи также закреплен Положением об Ассамблее народа Казахстана, Концепцией развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 г. Уникальность данного института заключается в интегрированности в систему государственной власти, с одной стороны, и в гражданское общество — с другой.

Высокий уровень государственной и политической значимости закреплен председательством Президента страны. На центральном уровне контроль и руководство осуществляются Администрацией Президента. В региональных ассамблеях — акимами, аппаратами акимов в регионах, отраслевыми исполнительными органами. Общественный компонент выражен в этнокультурных объединениях и других общественно значимых структурах, институтах гражданского общества».

Рассматривая деятельность Ассамблеи народа Казахстана, в статье говорится, что она нацелена на закрепление этих ценностей в обществе через воспитание патриотизма, историческое сознание, развитие инноваций, изучение языков.

«Механизм управления межэтническими отношениями встроен в структуру исполнительной вертикали государственной системы управления. Рабочий орган АНК — Секретариат входит в состав Администрации Президента РК. Секретариаты Ассамблеи областей, гг. Астаны и Алматы входят в структуру областных акиматов. По поручению Главы государства на XXII Сессии АНК заведующие секретариатами получили категории государственных служащих D-2. В соответствии с реестром государственных должностей аппараты (секретариаты) Ассамблеи народа Казахстана областей, столицы, городов республиканского значения вошли в группу категорий D. Секретариаты Ассамблеи находятся в структуре аппаратов областных акимов, гг. Астаны и Алматы. Создание в 2014 г. Республиканского государственного учреждения «Қоғамдық келісім» при Президенте РК по обеспечению деятельности АНК, а также региональных учреждений, обеспечивающих работу ассамблей регионов, усилило работу Ассамблеи по укреплению казахстанской идентичности».

А. Садвокасова и Г. Досмагамбетова рассматривают в своей работе и место региональных ассамблей в системе государственного управления.

«Основным нормативно-правовым актом, регулирующим их деятельность, является Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 г. (далее — Закон). Указом Президента Республики Казахстан от 7 сентября 2011 г. №149 также было утверждено Положение об Ассамблее народа Казахстана, на нормы которого ориентируются региональные ассамблеи в своей деятельности. Правовой статус региональных ассамблей закреплен статьями 7 и 14 Закона.

Они являются представителями АНК в регионах. Региональные ассамблеи подотчетны АНК, исполняют ее решения, а также решения Совета Ассамблеи и поручения Председателя Ассамблеи, вырабатывают предложения по выдвижению кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей.

И если целью и основными задачами Ассамблеи являются обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, общественно-политической стабильности в стране, то задачи региональных ассамблей — обеспечение этих целей в соответствующих регионах. В реализации стоящих задач региональные ассамблеи взаимодействуют с местными государственными органами, органами местного самоуправления, этнокультурными и иными общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в сфере межэтнических отношений».

Авторы считают, что тем самым предопределяется роль региональных ассамблей в системе государственного управления, заключающаяся в обеспечении эффективного взаимодействия государственных органов и общественности.

«При этом данное взаимодействие обеспечивается, с одной стороны, в пределах регионов, а с другой стороны, между общественностью региона и центральными государственными органами через АНК и избранных Ассамблеей депутатов Парламента. Председателем региональных ассамблей являются акимы соответствующих регионов, а рабочим органом — секретариат, входящий в состав аппарата акима.

 Секретариат возглавляется заведующим, назначаемым и освобождаемым от должности акимом — председателем региональной Ассамблеи. Таким образом, рабочий орган региональных ассамблей является структурной единицей исполнительного органа государственной власти, а его сотрудники — государственными служащими. Вместе с тем законодательство определяет региональную Ассамблею как «учреждение без образования юридического лица», то есть сама Ассамблея не входит в систему государственных органов».

Рассматривая действенность структуры АНК, авторы отмечают так же, что законом определены статус, полномочия и условия прекращения полномочий членов региональной Ассамблеи.

«Его членами являются представители государственных органов и общественных объединений. В своей деятельности они вправе содействовать разработке и реализации государственной национальной политики, принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся межэтнических отношений, политики в сфере языка, образования, недопущения любой формы дискриминации, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение цели и задач Ассамблеи.

Обязанностями же членов ассамблей являются: способствование укреплению межэтнического согласия, реализации языковой политики государства; недопущение действий или высказываний, направленных на подрыв национальной безопасности государства, разжигание социальной, национальной, родовой и религиозной розни, ненависти и вражды; исполнение решений органов управления ассамблей и поручений председателей ассамблей и заведующих секретариатом по вопросам деятельности ассамблей; участие в работе высшего руководящего органа Ассамблеи — его сессии».

В своем послании «Нурлы Жол» Н. Назарбаев сказал, что «Нынешнее поколение не видело межэтнических войн и конфликтов, разрухи 90-х годов. И многие воспринимают стабильность и комфортную жизнь в Казахстане как нечто положенное от рождения». Однако, казахстанцы понимают, и за 20 лет оценили вклад в дело межнациональной стабильности именно региональных отделений АНК.

Это отмечают и эксперты. «Здесь выражается роль региональных ассамблей в формировании и реализации государственной политики в сфере межэтнического и межконфессионального согласия, общественно-политической стабильности регионов и в целом страны. Важным является закрепление статьей 9 Закона, обязательность рассмотрения государственными органами и должностными лицами принятых на сессии Ассамблеи решений. Единство действий республиканской и региональных ассамблей предопределяет данную обязательность и относительно решений сессий региональных ассамблей. Реализация решений сессий ассамблей также обеспечивается региональными представительствами государственного учреждения «Қоғамдық келісім», цель которого в организационном, финансовом и материально-техническом обеспечении функционирования ассамблей», - отмечают авторы в своей статье.

Они так же приводят поручения Главы государства, данные им на На XXI Сессии Ассамблеи народа Казахстана. «Глава государства поручил усилить структуры Ассамблеи на региональном уровне, принять Концепцию развития ассамблей всех регионов, гг. Астаны и Алматы, а также решить вопросы строительства домов дружбы в Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской областях. Общественный и гражданский сектор в регионах действует на базе региональных домов дружбы. В настоящее время в Республике Казахстан функционирует более 25 домов дружбы. Из них республиканский статус имеет Дом дружбы в г. Алматы, статус областных домов дружбы — 10.

Особый статус имеет Дворец мира и согласия в г. Астане, в котором проводятся ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, осуществляются мероприятия мирового масштаба и решаются вопросы по сохранению мира и согласия на глобальном (международном) уровне, поэтому его можно по праву назвать «международным» Домом дружбы».

Упоминается в статье так же роль и функции домов дружбы как центров реализации идей и масштабных проектов этнокультурных объединений, а также центров идеологической работы по разъяснению и пропаганде основных стратегических документов Ассамблеи в сфере государственной национальной политики.

«Была также поставлена задача по выработке единого подхода в реализации целей и задач домов дружбы, их институционализации в качестве центров мира и согласия, механизмов обеспечения деятельности Ассамблеи. Концептуально новый формат деятельности домов дружбы основан на инновационных методах в контексте Стратегии «Казахстан-2050» и Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 г.). В домах дружбы работают воскресные школы, в которых изучаются государственный и английский языки, языки этносов, действуют этнокультурные объединения. Созданы отделы научно-экспертного сопровождения, анализа и мониторинга сферы межэтнических отношений. Важным направлением деятельности домов дружбы является усиление работы с этнокультурными объединениями по формированию казахстанской идентичности».

По мнению авторов статьи, общественная инфраструктура Ассамблеи объединяет ученых на базе Научно-экспертного совета АНК, Ассоциации кафедр АНК, журналистов — Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК, предпринимателей и бизнесменов — Ассоциация предпринимателей АНК.

«Научно-экспертный совет Ассамблеи народа Казахстана создан по поручению Президента РК — Председателя АНК и функционирует в соответствии с Указом Главы государства от 07.09.2011 г. №149. В составе НЭС АНК 42 ученых и руководителей общественных объединений, из них 25 докторов, 14 кандидатов наук. В Национальной академической библиотеке был создан официальный Депозитарий научных трудов АНК с ресурсом свыше 1 300 научных, аналитических источников.

В 2011 г. был создан Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Центральноазиатского региона на базе Академии государственного управления при Президенте РК. Центром совместно с Секретариатом АНК было проведено более 30 республиканских, зональных и региональных семинаров по обучению социальным технологиям в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, по формированию единого понимания и алгоритма государственной политики в области общественного согласия».

Отмечается, что за весь период работы Центра в рамках программы повышения квалификации прошли 1 951 человек, среди них: 1 258 — государственные служащие; 693 — этнокультурные объединения, руководители молодежной и других общественных объединений, конфессий, НЭС АНК, представители СМИ и бюджетных организаций.

«Данная работа проводится в основном в регионах. Главная задача этого проекта — доведение до районного и сельского уровня политики Главы государства по сохранению межэтнической толерантности, основных положений государственной этнополитики, методов работы в условиях полиэтничного общества, медиации и др. Во всех регионах работают Научно-экспертные группы, которые ведут работу по научно-экспертному сопровождению региональных ассамблей. В этой работе участвуют более 150 ученых и экспертов. В Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК вошли 24 ведущих журналиста республиканских и региональных СМИ, освещающих межэтническую тематику, и эксперты в области межэтнических отношений. В республике издаются 37 этнических газет, журналов и СМИ Ассамблеи на 15 языках: казахском, русском, узбекском, уйгурском, украинском, немецком, корейском, турецком, азербайджанском, татарском, белорусском, еврейском, армянском, дунганском и курдском. В эфире 4 республиканских телеканала представлены 5 постоянными телепрограммами/рубриками по межэтнической тематике и деятельности АНК. На радио «Астана» и «Қазақ радиосы» вещают 8 постоянных про- грамм. В 9 республиканских газетах на постоянной основе выходят 22 рубрики», - приводят важнейшую статистику А. Садвокасова и Г. Досмагамбетова.

 

Изучили ученые и международное влияние работы АНК, а так же ее роль в экономических процецсах, происходящих в стране. «Ассоциация предпринимателей Ассамблеи народа Казахстана учреждена под эгидой Ассамблеи народа Казахстана в целях поддержки реализации инновационно-индустриальных проектов, оказания содействия в социальной модернизации общества, поддержки инициатив этнокультурных объединений в развитии бизнеса. Ее деятельность нацелена на содействие укреплению общественного согласия и национального единства, повышению благосостояния граждан, реализации гражданских инициатив в сфере бизнеса и инноваций».

Бесценна, по мнению авторов статьи и работа АНК с молодежью. «Ассоциация кафедр Ассамблеи народа Казахстана нацелена на воспитание в студенческой среде ценностей казахстанского патриотизма, толерантности и единства. Эта структура объединяет вузы страны, обеспечивая преемственность поколений, разделяющих общие ценности «Мәңгілік Ел». Такая инфраструктура позволяет институту Ассамблеи народа Казахстана обеспечить поставленные Президентом страны задачи по укреплению национального единства и общественного согласия».

Указом Президента страны 2015 г. проходит под знаком Ассамблеи народа Казахстана, напоминают авторы статьи. «20 лет АНК — это период возрождения национального самосознания народа, самопознание через возрождение культуры, обычаев, традиций, языка. Этот период позволил выстроить равноправные отношения в полиэтничном обществе благодаря созданию равных условий для всех этнических групп в плане культурного, этнического, образовательного, социально-экономического развития».

Вспоминая этапы развития института, авторы указывают, что в 2010 г. принимается Доктрина национального единства, где были определены позиции общего восприятия казахстанской действительности. «Они были выражены в четких и понятных для большинства фразах: «Одна страна — одна судьба», «Единство в многообразии», «Разное происхождение — равные возможности», «Дух нации». В 2014 г. Президент страны Н.А. Назарбаев в Послании Главы государства «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» обозначил главные ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»:

▪ Независимость Казахстана и Астана.

▪ Общенациональное единство, мир и согласие.

▪ Светское государство и высокая духовность.

▪ Экономический рост на основе индустриализации и инноваций.

▪ Общество всеобщего труда.

▪ Общность истории, культуры и языка.

▪ Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем».

Отмечая перспективные задачи нашего общества, авторы особо подчеркивают становление государства-нации, граждане которого независимо от этнической принадлежности образуют единый народ и принадлежность к которому выступает для них главным идентификационным признаком.

«Сегодня центральная задача Ассамблеи — активное участие в реализации Пяти реформ и, прежде всего, в формировании нации единого будущего. В «Плане нации — 100 конкретных шагов» в направлении «Идентичность и единство» важная роль отводится Ассамблее народа Казахстана. Задачи, которые поставлены перед Ассамблеей: стать объединяющим центром всех благотворительных акций по всей стране при поддержке правительства и бизнеса; недопущение политизации сферы межэтнических отношений. «Держать руку на пульсе общества и совместно с соответствующими государственными органами принимать превентивные меры»; организовать под эгидой Ассамблеи общенациональную акцию «Большая страна — большая семья», - говорится в статье.

Реализация этих задач будет способствовать укреплению казахстанской идентичности, национальному единству и общественному согласию. Новый этап развития казахстанской государственности нацелен на единство целей государства и гражданина, стремление людей к взаимному сотрудничеству, привлечение бизнеса, гражданского сектора на решение социально чувствительных вопросов. При этом четким принципом остается сохранение общественного согласия, недопущение политизации и конфликтов.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×