По вине Минторговли Казахстан потерял рынки в 2022 году — депутат
Средства остались неосвоенными, а экспортеры лишились поддержки.
Депутаты мажилиса заявили об отсутствии господдержки экспортеров в 2022 году касательно субсидирования ставок вознаграждения по выдаваемым кредитам на совершаемые лизинговые сделки, передает корреспондент Total.kz.
«В 2022 году министерством были запланированы расходы в размере 600 миллионов тенге на субсидирование ставок вознаграждения по выдаваемым кредитам на совершаемые лизинговые сделки, которые подлежат страхованию со стороны АО «KazakhExport». Ни один экспортер поддержку не получил в 2022 году, а средства остались неосвоенными. Бизнес остался без поддержки, что, вероятно, привело к потерям рынков», — обратились депутаты к вице-премьеру — министру торговли и интеграции Серику Жумангарину.
Министр разъяснил ситуацию.
«В конце 2021 года был принят закон «О промышленной политике», в котором был предусмотрен такой механизм: покупающие казахстанскую продукцию импортеры высокого передела имеют право на субсидирование ставки вознаграждения, выдаваемые казахстанскими финансовыми организациями. При этом субсидирование ставки вознаграждения должен был проводить финансовый агент, который одновременно занимался страхованием экспортных рисков. На тот момент это был KazakhExport. Но в процессе работы АРРФР было отказано в назначении KazakhExport», — сказал Жумангарин.
По его словам, единым оператором, поскольку на тот момент компания согласно закону «О страховании» не имела права заниматься иными видами деятельности кроме страхования.
«Министерством было предложено пока использовать потенциал фонда развития «Даму» для проведения субсидирования ставки вознаграждения. «Даму» согласился. При этом было необходимо внести изменения в правила приоритетных видов деятельности для продукции высокого передела, которую ведет МИИР. После изменений со стороны МИИР была открыта дорога для принятия соответствующих правил субсидирования, которые были приняты в конце лета. На сегодняшний день они есть. Но окончательно решить этот вопрос поможет только принятие законопроекта об экспортном страховом агентстве, который сегодня находится в парламенте», — отметил вице-премьер, выразив надежду, что закон будет принят в 2023 году.
Он подчеркнул, что самая главная причина — неправильное планирование и прогнозирование.
«В основе этого инструмента лежат реальные контракты, в данном случае они были связаны с заводом, который выпускает локомотивы. У нас по ним достаточно хорошая потребность была, 7 локомотивов собирался купить Азербайджан, 4 локомотива Таджикистан, 2 локомотива Кыргызстан. Однако партнеры не договорились о цене, они просят скидку. Кроме того, есть работа, связанная с ремонтом кыргызских вертолетов на 405-м вертолетном ремонтном заводе. Поэтому причина неосвоения в том, что соответствующих партнеров, которые бы работали с казахстанскими предприятиями, на тот момент не было. Сегодня этот момент прорабатывается, сумма несколько уменьшена в бюджете текущего года, надеемся, что ее освоим. Вину министерства не снимаю по вине нашего министерства», — заключил Жумангарин.