Топ-100 Для кого аэропорт Астаны построил цех бортового питания?
  • 29 апреля, 05:56
  • Астана
  • Weather icon +11
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

Для кого аэропорт Астаны построил цех бортового питания?

Фото: http://www.reaction.org.ua/

АО «Международный аэропорт Астана» может оказаться в центре очередного скандала. На сей раз камнем преткновения стал новый цех бортового питания.

Молчание – золото?

Летом 2015 года с помпой и приглашением прессы на территории АО со 100%-ным участием государства «Международный аэропорт Астаны» был открыт цех бортового питания. Строили его около двух лет, и совершенно очевидно, что обошелся он государственной казне в немалую сумму. Сколько именно средств потрачено на возведение цеха бортового питания, а также на его оснащение, редакция ИА Total.kz попыталась выяснить у руководства АО «Международный аэропорт Астаны». Однако в своем ответе на наш запрос исполняющий обязанности директора Радильбек Адимолда отказался называть сумму, израсходованную на реконструкцию консервационного блока под комплекс бортового питания, ссылаясь на положение договора о государственных закупках, игнорируя при этом действующее законодательство.

Напомним, с 1 января 2016 года вступил в силу новый закон «О доступе к информации». К тому же 100%-ным держателем акций АО «Международный аэропорт Астаны» значится государственное учреждение «Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан». Поэтому руководство фактически государственного предприятия обязано предоставлять информацию для граждан страны.

Бабок много не бывает

Поскольку официального ответа получить не удалось, воспользуемся инсайдерской информацией. Если верить источникам, то изначально на реконструкцию была запланирована сумма в размере 1 млрд 600 млн тенге, но, как водится, после многочисленных корректировок  сумма увеличилась до 2 млрд тенге. В общем, цех бортового питания обошелся государственному предприятию более чем в $11 млн (по курсу 180 тенге за $1). На протяжении нескольких месяцев цех бортового питания успешно работал и даже приносил прибыль. Но не прошло и полгода, как новенький цех на условиях консорциального соглашения был передан ТОО «Gate Gourmet Central Asia». Руководство аэропорта тогда заявляло, что этот шаг сделан для повышения качества услуг бортового обслуживания. Естественно, возник вопрос: на каких условиях иностранцам передан цех стоимостью в 11 млн долларов? И снова руководство аэропорта Астаны отказалось предоставлять информацию, в очередной раз сославшись на конфиденциальность. Может быть, потому что по условиям консорциального соглашения отстроенный за государственные деньги цех бортового питания был отдан в безвозмездное пользование?

По словам бывших сотрудников цеха бортпитания, новый работодатель  провел в коллективе «оптимизацию». Отметим, что в своем ответе редакции ИА Total.kz ТОО «Gate Gourmet Central Asia» информацию о сокращении штатов отрицает. Правда, с некоторыми оговорками: «за исключением увольнений по собственному желанию или по достижении пенсионного возраста», «некоторые контракты, срок действия которых закончился, не были повторно подписаны по причине снижения объемов пассажиропотока в зимний период».

В угоду иностранцам

К слову, до недавнего времени услуги по предоставлению бортового питания для авиакомпаний, летающих из аэропорта Астаны, предоставляли две компании – ТОО «Gate Gourmet Central Asia» и ТОО «Food Express Air». Но с начала года руководство АО «Международный аэропорт Астаны» стало «заглядываться» на единственного конкурента иностранной компании.

«С 2007 года наше предприятие арендует столовую, прилегающую к  территории хозблоков. Помимо предоставления услуг для сотрудников служб аэропорта, мы занимаемся организацией бортового питания. За два дня до нового года нам предложили заключить договор аренды на 2016 год, в котором запретили в здании столовой комплектовать обеды бортового питания. Кроме того, аэропорт претендует не только на арендную плату за помещения, но и на 10% от суммы нашего дохода», – рассказала ИА Total.kz директор ТОО «Food Express Air» Наталья Рудой.

Но и этого показалось мало. В январе 2016 года у предприятия, обеспечивающего бортовое питание, без всяких объяснений изъяли пропуск на «летное поле».

«Мы не можем доставлять бортовое питание нашему заказчику. Идет прямое выживание нас с этого рынка. Мы – субъект малого бизнеса, о развитии которого постоянно говорит глава государства. Предприятие одно из первых среди  компаний общественного питания получило  сертификат HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points; «анализ опасных факторов и критические точки контроля» – прим. ИА Total.kz), соответствующий именно казахстанскому стандарту. Мы – отечественные поставщики, загнанные в угол в угоду иностранному предприятию», – со слезами на глазах рассказывает Наталья Рудой.

После многонедельной переписки АО «Международный аэропорт Астана» все же мотивировал свои действия. Оказывается, причиной всему стало отсутствие правил обеспечения доступа поставщиков услуг к осуществлению аэропортовской деятельности. Именно этот документ, как следует из ответа аэропорта, определяет порядок, условия допуска и требования к организациям, которые на конкурентной основе могут оказывать услуги на территории аэропорта. Между тем, статья 65 закона РК «Об использовании воздушного пространства» гласит: «эксплуатант аэропорта не вправе необоснованно отказывать другим организациям в осуществлении аэропортовской деятельности на территории аэропорта, за исключением деятельности, отнесенной законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках к регулируемым услугам аэропортов».

Моя хата с краю

Позицию стороннего наблюдателя в этом процессе занял и комитет гражданской авиации МИР РК. В ведомстве лишь ответили, что правила будут  приняты не раньше 30 апреля 2016 года.

«Из-за действий руководства аэропорта мы вынуждены сократить более 30 человек. Это одинокие и многодетные матери, есть беременные женщины. За 2014 год ТОО выплатило в бюджет 68 миллионов тенге в виде налогов, мы признаны лидером отрасли. Но этого, видимо, для руководства аэропорта Астаны недостаточно», – возмущена директор ТОО «Food Express Air».

Отметим, что ТОО «Gate Gourmet Central Asia», чьи интересы так бдит менеджмент столичной воздушной гавани, было зарегистрировано 30 марта 2015 года, аккурат когда АО «Международный аэропорт Астаны» вело ударную работу по строительству цеха бортового питания. Единственным учредителем выступает частная компания с ограниченной ответственностью «Gate Gourmet Platinum Pte Ltd», зарегистрированная в Сингапуре в феврале 2015-го. По официальной информации,  директором числится Наталья Вячеславовна Болгарова, тогда как генеральным директором работает Йорг Заугг.  

Следует также отметить, что управление столичным аэропортом построено по принципу матрешки. Самая главная фигура – АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», за ней следует его 100%-ная дочерняя организация – национальный мультимодальный оператор АО «KTZ Express», далее – управляющая компания ТОО «Airport Management Group», а в сердцевине сей конструкции – АО «Международный аэропорт Астаны». Все эти компании – в той или иной мере государственные. А не так давно в матрешечной схеме появилась еще и компания по оказанию услуг по наземному обслуживанию пассажиров – Swissport Kazakhstan.

P.S. Как сложится ситуация в дальнейшем – неизвестно, но со своей стороны редакция, конечно же, будет следить за развитием событий, поскольку ситуация требует как минимум тщательной проверки и контроля со стороны государства, в частности, надзорных и контролирующих органов.

Айнур Коскина

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×