Топ-100 Ассамблея народов Казахстана как инструмент реализации государственной национальной политики
  • 15 декабря, 11:59
  • Астана
  • Weather icon -9
  • 520,93
  • 609,07
  • 6,68

Ассамблея народов Казахстана как инструмент реализации государственной национальной политики

Фото: astana.gov.kz

Ассамблея народа Казахстана (далее - Ассамблея) - учреждение без образования юридического лица, образуемое Президентом Республики Казахстан, способствующее разработке и реализации государственной национальной политики

Важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности стала Ассамблея народа Казахстана, созданная 1 марта 1995 года по инициативе Президента страны Н.А. Назарбаева.

Сама идея создания была озвучена Президентом Казахстана еще в 1992 году на первом Форуме народа Казахстана. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Ассамблея сегодня является конституционным органом, возглавляемым ее Председателем – Президентом страны, гарантом Конституции. Этим определен ее особый высокий статус. Правовой статус Ассамблеи определен специальным Законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана», «Положением об Ассамблее народа Казахстана», где регламентированы порядок формирования, структура и органы управления, определены цели, основные задачи, направления деятельности полномочия АНК, а также особенности организации взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, механизмы участия в разработке и реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений.

Высшим органом Ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством Президента страны. Все ее решения являются обязательными для рассмотрения как государственными органами, так и институтами гражданского общества. Ассамблея народа Казахстана – конституционный орган. Одной из главных особенностей Ассамблеи является представительство интересов этнических групп в высшем законодательном органе – Парламенте страны как гарантированное представительство. Ассамблея избирает 9 депутатов Мажилиса Парламента. Избираемые Ассамблеей депутаты представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.

Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела. В этом заключается и действенность, и эффективность ее участия в государственном управлении и общественных отношениях. Так же в структуру ассамблеи народа Казахстана входит: Научно-экспертный совет АНК; Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК; Общественный фонд «Фонд АНК»; Методический центр инновационных технологий обучения языкам «Тілдарын»; Ассоциация предпринимателей АНК. Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов.

Во всех регионах функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с полиэтничным составом населения. В городе Алматы действует «Дом Дружбы», в Астане – Дворец мира и согласия, построенный по поручению Главы государства. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, знаковые мероприятия. Кроме казахских и русских театров, в стране работают еще четыре национальных театра – узбекский, уйгурский, корейский и немецкий.

Особое место в сфере этнокультурных взаимоотношений в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. На информационном поле активно работают более 35 этнических газет и журналов. Наиболее крупных 6 этнических республиканских газет работают при государственной поддержке. Газеты и журналы выпускаются на 11-ти языках, радиопередачи - на 8-ми, а телепередачи на 7-ми языках.
В формировании уникальной модели всеказахстанского единства важнейшая роль отводится Ассамблее народа Казахстана (АНК).

Главной задачей АНК является реализация государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Идея создания Ассамблеи была впервые озвучена Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году, на Форуме народа Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости. 1 марта 1995 года вышел Указ Президента об образовании Ассамблеи народа Казахстана со статусом консультативно-совещательного органа при Главе государства.

В мае 2007 года в Конституцию Республики Казахстан был внесен ряд поправок. Ассамблее народа Казахстана придан конституционный статус, она получила право избирать в Мажилис Парламента девять депутатов, что значительно повысило общественно-политическую роль АНК.

20 октября 2008 года Президентом был подписан Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире. АНК стала полноправным субъектом политической системы страны, были определены нормативные правовые основы ее деятельности.

Сегодня Ассамблея способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия, толерантности в обществе и единства народа. Кроме того, АНК оказывает содействие государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе, формировании политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы. Ассамблея обеспечивает интеграцию усилий этнокультурных объединений, помогает возрождению, сохранению и развитию национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.

Первому Президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации принадлежит право пожизненно возглавлять Ассамблею народа Казахстана.

Сессия Ассамблеи (собрание членов Ассамблеи) является ее высшим руководящим органом. Сессия созывается Президентом Республики Казахстан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В период между сессиями руководство АНК осуществляет Совет Ассамблеи. В Совет входят  представители республиканских этнокультурных объединений, общественные деятели, депутаты Парламента, министры, акимы областей.

Два заместителя Председателя Ассамблеи от этнических объединений назначаются распоряжением Президента на ротационной основе по представлению Совета Ассамблеи.

Рабочим органом является Секретариат Ассамблеи народа Казахстана в структуре Администрации Президента в качестве самостоятельного отдела. Секретариат возглавляет заведующий Секретариатом, который одновременно является заместителем Председателя Ассамблеи. Благодаря этому обеспечивается эффективность участия АНК в государственном управлении и общественных отношениях.

В регионах структуру Ассамблеи возглавляют акимы областей. Состав Ассамблеи и ассамблей областей, города республиканского значения и столицы формируется из числа представителей этнокультурных и иных общественных объединений, представителей госорганов и иных лиц с учетом их авторитета в обществе.

9 депутатов Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана, представляют интересы всех этносов страны. Кроме того, представительство казахстанских этнических сообществ в Парламенте осуществляется на основе их прямого участия в представительных органах через политические партии.

2015 год – юбилейный для АНК. В этой связи Указом Главы государства он объявлен годом Ассамблеи народа Казахстана.

23 апреля 2015 года во Дворце мира и согласия под председательством Президента Республики Казахстан состоялась XXII сессия АНК. Нурсултан Назарбаев поставил 7 новых задач, в реализации которых Ассамблея должна принимать непосредственное участие. Это развитие всеказахстанской культуры, укрепление единства народа на основе общих духовно-нравственных ценностей, патриотической воспитание молодежи, дальнейшее развитие государственного языка и трехязычного образования, обеспечение общественного контроля в транспарентном государстве, недопущение политизации межэтнических отношений, а также укрепление культурно-гуманитарных связей с партнерами по Евразийскому экономическому союзу.

За 20 лет активной работы АНК прошла длительный путь развития, накопив большой консолидирующий и интеллектуальный потенциал и трансформировавшись в институт народной дипломатии.

Во многом благодаря работе Ассамблеи в нашей стране сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, особая атмосфера доверия, солидарности и взаимопонимания, когда каждый гражданин, независимо от этнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией.

В республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций всех этносов нашей республики. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Казахстана как страны, эффективно решающей вопросы межэтнических отношений.
 Цели и Задачи Ассамблеи Народов Казахстана

равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;
всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;
расширение интеграционных связей с международными организациями;
формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;
формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Председателем Ассамблеи народа Казахстана по должности является президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев.

- Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности Ассамблеи. Председатель ассамблеи имеет двух заместителей.

- Заместитель председателя ассамблеи назначается на основании рекомендаций Совета Ассамблеи актами Президента Республики Казахстан.

- Сессии Ассамблей созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц до начала её работы. Сессия созывается не реже одного раза в год.

- В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 394 члена.

Состав Ассамблеи формирует Председатель Ассамблеи из числа представителей национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учётом их авторитета в обществе, общественно-политической активности.

В каждой области Казахстана существуют малые Ассамблеи народа Казахстана и являются консультативно-совещательными органами при акимах (мэрах)

Сессии Ассамблеи созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц до начала ее работы. Сессия созывается не реже одного раза в год. Внеочередная сессия Ассамблеи созывается Председателем Ассамблеи по собственной инициативе или по просьбе не менее одной трети от общего числа членов Ассамблеи и проводится в месячный срок со дня принятия решения. Кандидаты в члены Ассамблеи народов Казахстана выдвигаются решениями сессий малых ассамблей по предложениям национально-культурных центров, а от региональных и республиканских общественных объединений рекомендуются решениями их высших органов. В стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку этих школ Правительство страны выделяет ежегодно 12 млн. тенге. Кроме того, им оказывается помощь и из местного бюджета.

Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.

Кроме того, при Ассамблее Народов Казахстана существует своя депутатская группа. И существует положение о ее работе.

1.1 Депутатская группа «Ассамблея народа Казахстана» – это добровольное объединение депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, созданное для совместного осуществления своих полномочий и действующее в соответствии с регламентом Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Основной целью группы является активное участие в законодательном обеспечении реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, ежегодных Посланий Президента Республики Казахстана Н.Назарбаева народу Казахстана, поручений Председателя Ассамблеи народа Казахстана, ее стратегических и программных документов.

1.2 Определяя служение народу главным принципом своей деятельности, депутатская группа «Ассамблея народа Казахстана» в качестве основных задач определяет следующие:

- активное участие в законодательном обеспечении благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического и межконфессионального согласия, толерантности, недопущения политизации этнического фактора, проявлений экстремизма и радикализма в обществе;

- формирование казахстанского патриотизма, казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли казахского языка и культуры казахского народа;

- участие в реализации культурологического проекта «Триединство языков», расширении сферы применения государственного языка, сохранении и развитии культуры, языков, народных традиций и обычаев всех этнических групп Казахстана;

- активное участие в выработке, реализации и совершенствовании государственной демографической и миграционной политики, поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной;

- законодательное обеспечение единства народа, поддержку и развитие широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества;

- повышение  роли Ассамблеи народа Казахстана в дальнейшей демократизации политической системы, решении актуальных задач общественного развития

- обеспечение эффективного взаимодействия Парламента Республики с Ассамблеей народа Казахстана, государственными органами и институтами гражданского общества в сфере гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений;

- координация взаимодействия депутатов, избранных Ассамблеей народа Казахстана, с ее руководящими органами – Сессией, Советом, Секретариатом АНК.

2. ЧЛЕНСТВО И ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ

ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ

2.1 Членом депутатской группы «Ассамблея народа Казахстана» может являться депутат Парламента Республики Казахстан независимо от его членства в политической партии, разделяющий цели и задачи Ассамблеи народа Казахстана.

2.2 Решение о вступлении в депутатскую группу и выходе из нее принимается на заседании группы на основании заявления депутата.

Большинство группы составляют депутаты Мажилиса, избранные Ассамблеей народа Казахстана.

3. ПРАВА ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ

Депутатская группа в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Мажилиса Парламента Республики Казахстан вправе:

- разрабатывать и утверждать годовой план работы депутатской группы;

- направлять своих представителей в состав рабочих групп Мажилиса по разработке законопроектов;

- рассматривать на коллегиальной основе поступившие от депутатов и граждан предложения и обращения;

- по согласованию с руководящими органами Ассамблеи народа Казахстана направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых Ассамблеей народа Казахстана;

- проводить выездные заседания, конференции и семинары, круглые столы и другие мероприятия.

4. ОРГАНЫ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ

4.1 Для координации деятельности и организации работы депутатской группы из числа членов группы избираются руководитель и заместитель руководителя группы.

4.2 Руководитель депутатской группы осуществляет общую координацию деятельности группы, обеспечивает планирование деятельности группы, взаимодействие группы с другими депутатскими объединениями, представляет группу в Мажилисе Парламента, в Ассамблее народа Казахстана, ее руководящих и рабочих органах

4.3 Заместитель руководителя группы, в отсутствие руководителя группы, исполняет его обязанности, выполняет от имени депутатской группы представительские функции, обеспечивает согласованное взаимодействие членов группы и подготовку проектов решений по основополагающим вопросам деятельности группы, отвечает за исполнение планов работы депутатской группы, обеспечивает отчетность депутатской группы и ее членов на Совете АНК.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ЧЛЕНОВ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ

Член депутатской группы имеет право:

- вносить замечания и предложения по повестке дня заседания Парламента и Палат, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

- высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Парламентом или его Палатами, либо согласие на назначение которых дается Парламентом или его Палатами;

- предлагать поправки к проектам законов, постановлений и других актов, принимаемых Парламентом и его Палатами;

- знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, имеющими общественное значение, решениями фракции политической партии, депутатской группы;

- запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности депутатского объединения у государственных органов и должностных лиц;

- при прекращении прений настаивать на выступлении от имени депутатского объединения.

Член депутатской группы обязан:

- способствовать укреплению межэтнического и межконфессионального согласия, статуса государственного языка и сохранению других языков народа Казахстана;

- исполнять поручения Президента Республики Казахстан и решения руководящих органов Ассамблеи по вопросам деятельности Ассамблеи;

- принимать участие в работе сессий Ассамблеи, в обсуждении выносимых на ее заседания вопросов и принятии решений.

   6. ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ

6.1 Основной формой деятельности депутатской группы является заседание группы, которое созывается руководителем группы, его заместителем или по инициативе членов группы по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

6.2 Повестка заседания группы формируется инициаторами созыва заседания и утверждается решением группы.

6.3 Заседания группы, как правило, проводятся открыто. Группа вправе принять решение о проведении закрытого заседания.

6.4 Внеочередное заседание может быть созвано как по инициативе руководителя или заместителя руководителя группы, так и по заявлению отдельных членов группы.

6.5 Заседание группы считается правомочным, если в его работе принимает участие более половины ее членов.

6.6 По важным вопросам своей деятельности депутатская группа может проводить выездные заседания в государственных органах и регионах Республики.

6.6.1 По важным публичным заявлениям, общественно-политическим мероприятиям депутатская группа проводит консультации с Советом Ассамблеи народа Казахстана.

6.7 Ведет заседание группы руководитель. Для обработки стенограммы и подготовки протокола заседания избирается секретариат.

6.8 Итоговым документом заседания группы является решение, принимаемое простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании группы. Решения группы носят рекомендательный характер, за исключением решений о приеме, выходе из состава депутатской группы и утверждения плана работы группы, которые носят обязательный характер для членов группы.

6.9 Решения и протоколы заседаний группы подписываются руководителем, а в его отсутствие, заместителем руководителя группы и секретарем. Принятые решения доводятся до каждого члена группы в письменном виде.

Также генеральная Ассамблея народов Казахстана, занимается популяризацией Казахстана. Историей, культурой, этносом и природными богатствами. Пытаясь сохранить и приумножить богатства казахстанской земли. Следуя и четко выполняя все поручения, которые дал Президент Республики Нурсултан Назарбаев в ходе своего послания в 2014 году.

Первоисточниками казахской литературы являются дастаны «Алып Ер Тонга», «Шу Батыр», созданные в 11-3 веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Орхон-Енисейские письменные памятники показали, что у тюркских племен искусство слова отличалось поэтической силой, глубиной мысли и богатством содержания. Фольклорное наследие тюркской литературы представлено легендами, сказками, пословицами, поговорками, героическими и лироэпическими поэмами. В число нетленных образцов героического эпоса народов мира входят «Алпамыс», «Қобыланды», любимые в казахском народе социально-бытовые эпические поэмы — «Қозы Қорпеш — Баян сулу», «Қыз Жибек», более поздние сюжеты — «Айман — Шолпан», «Күлше-қыз», «Мақпал-қыз». Из фольклора письменная литература обильно черпала идеи, художественные образы. В 9-12 веках с развитием устного народного творчества и письменной литературы формируются первые понятия об образности, художественном, воспитательном значении искусства слова. Словарь «Дивани лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари — яркое свидетельство культурного уровня тюркских народов в 11 веке. Несмотря на лингвистический характер, словарь считается и литературно-историческим и этнографическим сборником. В нем несколько сот стихотворных строк, десятки пословиц, поговорок, мудрых крылатых выражений. Дастан «Кутадгу билиг» (дидактическое произведение «Благодатное знание») — свод мудрых советов, наставлений Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни, одного из высокообразованных тюркских поэтов и писателей. Дастан связывает литературу с устной поэзией. Диалог сочетается с формой айтыса. Казахские жырау обогатили древнетюркскую письменную поэзию темами, жанрами, продолжили философско-дидактические традиции, внесли патриотические мотивы, признаки реалистического изображения. Первыми видными представителями являются Кодан-тайшы, Асан Кайгы, Казтуган жырау. В их творчестве находят отражение исторические события периода становления Казахского ханства и казахского народа. На развитие и расцвет поэзии особое влияние оказала творчество деятельность Доспамбета и батыра Шалкииза жырау Тиленшиулы. Шалкииз обогатил казахскую поэзию и в области стихосложения. В их творчестве обрели свою законченную форму основные принципы стихосложения жырау, которые складывались веками. Занимая несколько веков в хронологической периодизации казахской литературы, поэзия жырау часто вызывала дискуссии и споры и только в конце 80-х годы 20 века получила соответствующую оценку. Видные представители поэзии акынов 18 века — Коктем и Шал. Мотив сочинений Коктема (1745—1818) — горести и лишения неимущих. В дошедшем до нашего времени поэтичком наследии акына Шала (1748—1819) поднимаются вопросы религии, этики и морали. 19 век знаменует новый этап в истории казахской литературы. Ее развитие было обусловлено творчеством М.Отемисова, Ш.Жарынгасова, С.Аронова. Большой вклад в развитие казахской поэзии во 2-й половине 19 века внесли акыны Б.Кожагулов (Биржан сал), А.Найманбаев, А.Корамсаулы (Акан сери), Ж.Жабаев. Творчеством Абая (Ибрагима) Кунанбаева (1845—1904) открывается новый этап казахской реалистической литературы. Мощь Абая, как большого художника слова, с исключительной силой проявилась в стихотворениях «Восьмистишия». Основная линия его творчества — призыв к добру, знаниям, культуре, честному труду, справедливости, любви к народу, родному краю. Тонкий ценитель русской поэзии, Абай перевел около 50 произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова. Произведения поэта неоднократно издавались на русском и других языках. В 20-х гг. 20 в. завершился процесс становления прозы в Казахстане. Б.Майлин, М.Ауэзов, С.Сейфуллин, И.Жансугуров, С.Муканов, С.Шарипов, Ж.Тлепбергенов, Г.Мусрепов, Г.Мустафин, У.Турманжанов, Е.Бекенов и др. писали рассказы, очерки, повести, романы. Они находили соответствующие реалистич. краски для создания ярких человеч. образов и характеров, изображения портретов персонажей. Современная литература развивается по пути глубокого раскрытия внутр. мира человека, правдивого, образного его отображения. С 1933 в Союзе писателей Казахстана работает секция русской литературы. Романы И.Шухова «Горькая линия» (1931; на казахском языке в 1972, перевод О.Оспанова), «Ненависть» (1932; перевод Х.Есенжанова) относятся к значительным произведениям современной литературы того периода в жанре романа. В годы 2-й мировой войны в повести А.А. Бека «Волоколамское шоссе» (1943) созданы героические образы Б.Момышулы, И.Панфилова. В послевоенный период изданы повести «Облик солнца» И.Шухова (1950), «Точка отсчета» В.Д. Ванюшина (1952). Н.И. Анов в романе «Крылья песни» (1959) отразил социально-историческое положение Казахстана в 20-е годы В произведении показано формирование и развитие национального искусства, созданы образы талантливых мастеров (И.Байзаков, А.Кашаубаев, К.Мунайтпасов, А.В. Затаевич и др.). Издан роман И.Г. Щеголихина «Снежная метель» (1961), повесть Г.В. Черноголовиной «Недождливое время», роман «Зона риска» (1981). В романе М.Д. Симашко «Комиссар Жангильдин» создан яркий образ сына казахского народа. Дм. Снегин в дилогии «Утром и в полдень» (1976, 1982), расширив границы исторической тематики, создал образы героичиских личностей, среди которых особое место занимает О.Жандосов. В поэзию пришло новое поколение талантливых поэтов: В.А. Антонов, А.К. Елков, Д.Е. Рябуха, Л.В. Скалковский, Ф.А. Моргун, В.А. Смирнов, М.И. Чистяков и др. В 1977г. в Союзе писателей Казахстана открыта секция корейской литературы. Писатель и поэт Ким Дюн (1900—1980) — автор поэмы «Алия», посвященной казахской девушке-батыру А.Молдагуловой (1960, на кор. яз.). С 1937 в республиканском корейском театре зрители увидели более 100 пьес корейских драматургов. На корейском языке поставлены пьесы М.Ауэзова «Карагоз» и «Кобыланды», Г.Мусрепова «Козы Корпеш — Баян Сулу», а также пьесы О.Бодыкова, К.Мухамеджанова. В республике успешно работают немецкие поэты и писатели. Изданы поэтические произведения Р.Жакмьен, К.Вельца, И.Варкентина, а также проза А.Реймгена, В.Клейна, Д.Гольмана, А.Дебольского, Г.Бельгера. В 1932 организована уйгурская секция. В этот период имела успех поэзия И.Саттирова, И.Искандерова, были поставлены пьесы Ж.Асимова и А.Садирова, К.Хасанова. Изданы сборники повестей Х.Абдуллина, З.Самади, Ж.Босакова, Т.Тохтамова, М.Зулпыкарова, А.Аширова, Н.Баратова, П.Сабитовой, а также стихи и поэмы И.Бахтия, М.Хамраева, И.Бахниязова, Р.Кадыри, А.Ганиева, М.Абдурахманова. Переведены и изданы на уйгурский язык «Стихотворения» А.Кунанбаева (1987), «Балуан Шолак» С.Муканова (1987, пер. К.Тохтамова), «Улпан ее имя» Г.Мусрепова (1987, перевод З.Самади). Известным писателям и поэтам оказывается поддержка со стороны государства, Дм. Снегин, Г.Бельгер, М.Симашко удостоены премии Мира и духовного согласия Президента Республики Казахстан. Искусство. Первые образцы изобразительного искусства относятся к эпохе палеолита. Они встречаются в горах Каратау и Хантау в виде изображений животных, высеченных на скалах. Наскальные изображения эпохи неолита и бронзового века в Баянаульской пещере (Павлодарская область), в ущелье Танбалы (Алматинская область) (на изображениях — лось, лев, охотник с луком, вол, запряженный в телегу, корова и др.) и рисунки на камнях северного побережья озера Балкаш (поединок двух мужчин с саблями, рядом с которыми стоит девушка, и др.) дают представление об основных занятиях, обычаях племен, населявших казахскую землю. Иногда на поверхность рисунка нанесена краска наподобие хны. Считающиеся наследием андроновской культуры глиняная посуда с геометрическим узором, изделия из кожи, бронзовые предметы с изображением солнечных лучей обнаружены во время проведения раскопок на территории Центрального, Северного и Западного Казахстана. Изображения Будды (многорукий Чон-Рай-Сик, Мун-Сак-Будда, Манла Будда), запечатленные на «Знаковых камнях» (Алматинская обл.) во 2 веке до нашей эры, относятся к лучшим образцам древнейшего изобразительного искусства. Рисунки, отражающие религиозные верования, встречаются в регионах Алтая и Тарбагатая. В 7 веке до нашей эры расцвело искусство древних саков, гуннов и уйсуней. Развиваются ремесла, ювелирное искусство, ковроткачество. Изделия древних времен, предметы быта, найденные в поселениях и могильниках на побережье рек Ертис, Шидерты, Оленты, Силеты, Есик, Тургень, Иле и в Центральном Казахстане у подножия Баянаульских и Сауырских гор, отражают период развития искусства кочевых племен. Установлено, что скифский стиль изображения зверей на территории Казахстана возник раньше, чем на побережье Черного моря Золотые изделия, найденные в 1970 в Алматинской области вблизи города Иссык (“Золотой человек”, лось, архар, тигр, лошадь, барс), являются образцами искусства племен, населявших территорию Казахстана в 6—5 веках до нашей эры. Древнее ювелирное искусство украшения изделий драгоценными камнями появилось сначала у гуннов, уйсуней, позднее — у огузов и кыпчаков. У уйсуней в основном применялись приемы художественной резьбы узоров и инкрустация. Со времени возникновения древнетюркского искусства на территории Казахстана получило распространение скульптурное мастерство. Его образцы делятся на две группы: периода Тюркского каганата (6—8 века) и кыпчакского периода (7—13 века). Большинство из них представляют изображение человека в примитивной форме, некоторые отличаются четким изображением лица и фигуры. В 16—18 века создание скульптур из камня постепенно прекратилось, во множестве начали изготовляться надгробные памятники, украшенные узорами и арабскими надписями. В искусстве древних саков, гуннов и уйсуней ковры украшались сюжетными рисунками, в 5—7 веках сформировались образцы современного казахского ковра. В 8—12 веках в городах Яссы, Отырар, Сыганак, Тараз, Сайрам, Кулан, Мерке, Баласагун получили развитие многие виды искусства. Об этом свидетельствуют глиняная посуда и сосуды для воды. Предметы быта украшались резьбой, аппликацией и покрывались краской различных цветов (черная, коричневая, желтая, красная); изделия из кожи и металла обогащались национальными узорами в виде ромба или круга. Наружные стены архитектурных строений, внутренние интерьеры и купола украшались различными узорами, созвучными облику строения. Подобно купольным архитектурным сооружениям Европы и Азии казахская войлочная юрта вобрала в себя лучшие образцы народного прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. Она украшалась снаружи и изнутри изящными, красочными орнаментами. Во внутреннем убранстве главное место занимали алаша (ковры), кебеже (деревяные сундуки). Были распространены вышивка золотыми и шелковыми нитями, инкрустация, обработка кожи, ювелирное искусство. В 19 веке появились картины русских художников (В.В. Верещагин и др.), побывавших в Казахстане, которые отобразили жизнь и быт народа. Т.Г. Шевченко, осужденный на поселение в казахской земли в 1847—57, в серии рисунков правдиво изобразил жизнь местного населения. Портреты и рисунки ученого-просветителя, первого казахского художника Ш.Уалиханова («Казахи Большой Орды» и др.), также сделаны в середине 19 века. В период формирования казахского народа как нации возникли специфические музыкальные традиции. В результате определилась своя богатая музыкальная культура. Обряды, связанные с рождением ребенка, свадебные, поминальные, как правило, сопровождались пением. Любимым зрелищем народа стали айтысы акынов. Народные музыкальные произведения были основаны главным образом на семитональных диатонических мажорных и минорных ритмах. Эпические жыры исполнялись речитативом. В соответствии с особенностями исторического формирования казахского народа мелодический характер музыкальных произведений различен, имелись свои особенности и в исполнительных традициях: песни в сопровождении домбры или кобыза, исполнение кюев и. Повторы свадебных песен типа «жар-жар», «сынау» исполнялись хором. Произведения по тематическим и музыкальным особенностям разделяются на космологические (о звездах, солнце, луне, др. планетах), демонологические (жалмауыз кемпир, пери, шайтан и др.), песни-заговоры, эпические, трудовые, бытовые, лирические, исторические песни и др. В инструментальных музыкальных произведениях изображаются военные сцены, поединки батыров, байга, полет орла, завывание волков. Появились талантливые кюйши-композиторы. Легендарный Коркыт (8—9 в.), Абу Наср ал-Фараби (870—950) создали первые образцы музыкальной нотной грамоты. Жившие в 15 веке Казтуган и Асан Кайгы являются выдающимися представителями казахской музыкальной культуры прошлого. Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен. Народные танцы «Өрмек би», «Қоян би», показывающие жизнь охотников, шуточные, юмористические «Аю би», «Насыбайшы», «Ортеке», «Қаражора», «Тепекөк» — образцы древнего танцевального искуства. Танец всесторонне раскрывает быт казахского народа, его любовь к искуству. В музыкальном фольклоре сохранилось исполнение на сцене песни, танца, песни в сопровождении танца и т.д. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала, другие торжества. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство. У казахов бытуют парные танцы девушки и джигита («Қоян-бүркiт»), редко встречающиеся у других восточных народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизиров. вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу “Сылыма”. Искусство танца верхом на коне имело свои особенности. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы. Признаки национального театрального искусства опираются на древние народные обычаи и обряды (беташар, бәдік, жар-жар, жоқтау, қоштасу, қыз кәде, шілдехана), игры (алтыбақан, қыз ойнақ, қынаменде, ортеке, судыр-судыр), айтысы акынов и ораторское мастерство. Рождению казахского театрального искусства способствовало открытие в Уральске, Оренбурге, Омске русских профессиональных театров. Казахское кино возникло после 1917 года. В начале 20 века в Казахстане работало 13 частных кинозалов в крупных городах (Семипалатинск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Акмола (Астана), Костанай, Актобе и др.). В городе Верном (Алматы) кинофильмы шли с 1910. Одним из первых пропагандистов кино был А.Жангельдин. В 1913 он совершил путешествие в страны Европы и Азии и привез около 40 документальных фильмов об Испании, Индии, Китае и др. В 1925 V съезд Советов Казахстана, проходивший в Кызылорде, был снят на пленку московскими кинолетописцами. В том же году вышел первый документальный фильм, снятый студией «Культкино». Художественные и документальные фильмы завоевали немало наград на конкурсах произведений мирового киноискусства. Казахское цирковое искусство развивалось в единстве с особенностями кочевой жизни. Верховая езда, умение веселить людей посредством различных комических ситуаций, шутками, выступления баксы, салов, разъезжающих по аулам, — во всех этих явлениях были заложены зачатки циркового искусства.

 

В I полугодии 2007 года в целях реализации норм Закона «О культуре», а также дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы отрасли культуры подготовлены 22 подзаконных акта («О порядке присвоения организациям культуры статуса «Академический», «О проекте Указа Президента РК «Об утверждении Правил присвоения организациям культуры статуса «Национальный», «Об утверждении Правил присуждения государственных стипендий в области культуры и др.). Разработаны и утверждены приказом Министра культуры и информации РК от 01.02.07 № 17 «Правила выдачи сертификата, подтверждающего статус творческого работника». Подготовлен проект Закона Республики Казахстан «О кинематографии», который будет внесен на рассмотрение Правительства в четвертом квартале 2007 года. Особое внимание уделяется укреплению материально-технической базы организации культуры. Проводится капитальный ремонт в зданиях Государственного русского академического театра драмы им. М.Лермонтова, Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы, Казахской государственной филармонии имени Жамбыла (ремонт органа). Текущие ремонты проведены в зданиях Государственного русского академического театра для детей и юношества им. Н. Сац, Государственного республиканского уйгурского театра музыкальной комедии, Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, Национального театра оперы и балета имени К. Байсеитовой. В 2006 году были изданы 132 наименований книг, в т.ч. 15 томов серии «Бабалар сөзі», 10 томов серии «История казахской литературы», 5 томов серии «Антология казахской музыки», 34 томов серии «Библиотека мировой литературы», 11 томов серии «Мировое философское наследие», по 5 томов серии «Мировая культурологическая мысль» и «Древний мир права казахов». Важным направлением государственной политики в области книгоиздания является формирование издательских программ, целевое планирование и выпуск социально значимой литературы, в том числе по Государственной программе “Культурное наследие”, ориентированной на удовлетворение потребностей общества, развитие отечественного книгоиздания, формирование информационной инфраструктуры книжного сектора. В 2007 году сформированы издательские программы по следующим книжным сериям: «Әлем балалар әдебиеті», Собрание сочинений (одно- и многотомники), «Библиотека журнала «Аманат», «Отырар кiтапханасы», «Современная казахская проза», «Современная казахская поэзия», «Алаш мурасы»; «Литературные мемуары», «Фотоальбомы», «Юношеская литература», «Юридическая литература», «Общественно-политическая литература», «Юбилейная литература», «Научно-популярная литература» и т.д. Сегодня одним из приоритетных направлений развития библиотечной деятельности является компьютеризация и информатизация библиотек, соответствующих моделям развитых стран. В этой связи реализуются проекты «Создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала «Национальное наследие» и «Формирование электронного государственного библиотечного фонда «Библиотеки Казахстана». На сегодняшний день в Казахстане действуют: более 157 музеев различного профиля из них государственных – 156, в сельской местности – 71. Насчитывается 3866 библиотек, из них в сельской местности 3202; 2760 клубных учреждений, из них на селе 2551; 38 театров, 25 концертных организаций; 51 кинотеатр. В республике работают 4 зоопарка, 2 цирка, 25 парков культуры и отдыха. В текущем году увеличилась государственная сеть учреждений культуры на 125 объектов, в том числе открыты: 72 клуба, 48 библиотек, 3 музея и Центр истории и археологии. В целях дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны и использования историко-культурного наследия». Также разработан и планируется внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проект Закона РК «О библиотечном деле».

«Уважаемые казахстанцы!

Впереди – большая и ответственная работа. Чтобы пройти глобальный экзамен на зрелость, мы должны быть сплоченными. Мы должны крепить доверие между всеми казахстанцами! Быть толерантными друг к другу! Это ключи к будущему Казахстана. Межэтническое согласие - это живительный кислород. Мы не замечаем его, когда дышим, делаем это автоматически - мы просто живём. Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие. Извне, никто и никогда не придет делать это за нас. Наша молодежь растёт в новой, независимой стране. Нынешнее поколение не видело межэтнических войн и конфликтов, разрухи 90-х годов. И многие воспринимают стабильность и комфортную жизнь в Казахстане как нечто положенное от рождения.

Ведь что такое стабильность и согласие? Это семейное благополучие, безопасность, крыша над головой. Мир - это радость отцовства и материнства, здоровье родителей и счастье наших детей. Мир - это стабильная работа, зарплата и уверенность в завтрашнем дне. Мир и стабильность - это общенародное достояние, которое нужно каждодневным трудом защищать и укреплять. Я всегда говорю: молодежь - опора нашего будущего. Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Нұрлы Жол» - вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной динамичной молодежи!
В следующем году мы торжественно отметим 20-летие принятия Конституции и создания Ассамблеи народа Казахстана. Отмечая эти даты, нам важно сделать казахстанцев ещё более сильными в духовном плане, едиными и ещё более толерантными. Я убеждён, что на новом ответственном витке истории обретёт новое звучание и более глубокий смысл наш главный принцип - Казахстан, только вперёд! Желаю всем успехов и достижения новых вершин, которые поднимут на еще большую высоту нашу Родину!»

Так же был еще создан фонд Ассамблеи Народов Казахстана. Давайте поближе познакомимся

ОФ «Фонд АНК» учрежден по поручению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, данном на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана в 2008 году.

«… Один из важных вопросов, который необходимо решить, касается финансирования деятельности Ассамблеи, ее территориальных структур, а также этнокультурных центров. Вложения деловых людей в стабильность – это в их же интересах, это инвестиции в наше будущее. Для организации такой работы, для привлечения общественных средств мы могли бы создать при Ассамблее специальный фонд. Его деятельность должна быть абсолютно прозрачной…» из выступления Президента РК  Н.А. Назарбаева на XIV сессии АНК.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ОФ «ФОНД АНК»:

Осуществление и реализация социально-значимых проектов АНК в сфере межэтнических отношений и общественного согласия, а также культурно-просветительской, духовно-нравственной, образовательной и иной общественно-полезной  деятельности в соответствии с целью  и задачами Ассамблеи народа Казахстана.

ЗАДАЧИ ОФ «ФОНД АНК»:

Оказание содействия в реализации целей и задач Ассамблеи народа Казахстана;

Оказание помощи этнокультурным объединениям;

Привлечение Фондом инвестиций, интеллектуальной, финансовой и технической поддержки со стороны казахстанских, зарубежных и международных научных неправительственных организаций и граждан для реализации задач Ассамблеи народа Казахстана.

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФ «ФОНД АНК»:

Реализация и поддержка социально значимых проектов этнокультурных объединений (ЭКО) по укреплению национального единства

Проведение комплекса мероприятий по поддержке ЭКО, способствующих  сохранению культурного и языкового многообразия Казахстана

Содействие в организации работы Научно-экспертного Совета при Ассамблеи народа Казахстана

Реализация проектов по укреплению и популяризации  в международном сообществе казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия Н.Назарбаева

Информационная поддержка деятельности Ассамблеи народа Казахстана

Внедрение инновационных технологий в изучении государственного языка и родных языков  этносов Казахстана

Формирование у граждан РК культуры толерантности, укрепление национального единства, воспитание казахстанского патриотизма и национально-государственной идентичности, дальнейшее формирование межкультурного диалога в стране и за рубежом.

В СТРУКТУРУ ОФ «ФОНД АНК» ВХОДЯТ:

- Методический Центр инновационных технологий обучения языкам «Тілдарын»;

- Клуб ведущих журналистов экспертов;

- При ОФ «Фонд АНК» создана ОЮЛ «Ассоциация предпринимателей АНК»

Директор ОФ «Фонд АНК» - Салимбаева Алмагуль Аманжоловна

Заместитель Директора – Балпышев Талгат Аскарбекович,

ПАРТНЕРЫ ФОНДА:

Микрокредитная организация «KMF»;

АО «Фонд национального благосостояния «Самрук Казына»;

АО «Банк Развития Казахстана»;

Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ);

Карагандинский университет «Болашак»;

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза;

Общественное Объединение «Клуб женщин «Астана-Байтерек»;

АО Лечебно-оздоровительный комплекс «Ок-Жетпес»;

Республиканский научно-практический центр «Дарын»;

РГКП «Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования».

И конечно же напомним еще раз о структуре и о положении Ассамблеи Народов Казахстана.
об Ассамблее народа Казахстана

Настоящее положение в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан определяет статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана, а также особенности организации ее взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, порядок участия в разработке и реализации государственной политики Республике Казахстан в сфере межэтнических отношений.

1. Общие положения

1. Ассамблея народа Казахстана (далее - Ассамблея) является учреждением без образования юридического лица, образуемым Президентом Республики Казахстан, способствующим разработке и реализации государственной национальной политики.

2. Деятельность Ассамблеи осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и настоящим Положением.

3. Финансирование деятельности Ассамблеи осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Функции и полномочии Ассамблеи

4. Для обеспечения реализации возложенных задач Ассамблея осуществляет следующие функции:

1) содействует в разработке и реализации государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений;

2) участвует в разработке и реализации мер в сфере межэтнической толерантности и общественного согласия, развития государственного языка и других языков народа Казахстана;

3) участвует в общественно-политической экспертизе проектов законодательных актов по вопросам государственной политики в сфере межэтнических отношений;

4) взаимодействует с государственными органами, организациями и институтами гражданского общества, а также международными организациями по вопросам обеспечения межэтнической толерантности и общественного согласия;

5) осуществляет контроль за рассмотрением государственными органами и должностными лицами решений сессий Ассамблеи и ее Совета;

6) содействует совершенствованию государственной политики в межэтнической сфере на региональном уровне;

7) в рамках своей компетенции оказывает методическую помощь государственным органам, организациям и этнокультурным объединениям;

8) пропагандирует модель межэтнической толерантности и общественного согласия в стране и за рубежом;

9) осуществляет мониторинг состояния межэтнических отношений;

10) вырабатывает рекомендации и реализовывает практические меры по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений;

11) в рамках своей компетенции организует работу по оказанию поддержки казахской диаспоре в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной, а также содействует развитию связей других этносов Казахстана с их исторической родиной;

12) осуществляет издательскую деятельность, по мере необходимости создает средства массовой информации;

13) проводит семинары, конференции и иные мероприятия по вопросам межэтнических отношений;

14) в рамках действующего законодательства Республики Казахстан принимает и оказывает благотворительную и спонсорскую помощь;

15) осуществляет иную деятельность в рамках своей компетенции и не противоречащую законодательству Республики Казахстан.

5. Первый Президент Республики Казахстан - Лидер Нации является пожизненным Председателем Ассамблеи. Президент Республики Казахстан образует Ассамблею и определяет основные направления ее деятельности, назначает заместителей Председателя Ассамблеи.

6. Председатель Ассамблеи возглавляет Ассамблею и осуществляет общее руководство деятельностью Ассамблеи, утверждает ее программные документы, выступает от ее имени.

7. Высшим руководящим органом Ассамблеи является Сессия Ассамблеи (далее - Сессия), которая состоит из членов Ассамблеи и созывается в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана».

8. Сессия вправе принимать решения по вопросам, относящимся к ее компетенции. Решения Сессии, кроме избрания депутатов в Мажилис Республики Казахстан, могут оформляться в форме обращения Ассамблеи, которое публикуется в республиканских средствах массовой информации. Решения Сессии подлежат обязательному рассмотрению государственными органами и должностными лицами.

Работа Сессии регулируется регламентом, утверждаемым Сессией.

9. В период между сессиями руководство Ассамблеей осуществляет Совет Ассамблеи (далее - Совет), который создается в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» и созывается Председателем Ассамблеи или заместителями Председателя по согласованию с Председателем Ассамблеи.

Решение Совета может быть принято опросным путем, проводимым рабочим органом Ассамблеи, если за него проголосовало не менее двух третей членов от общего числа его членов.

10. Председатель Ассамблеи имеет трех заместителей, из них два от этнокультурных объединений.

Заместители Председателя Ассамблеи от этнокультурных объединений назначаются в порядке ротации на основании рекомендации Совета распоряжением Президента Республики Казахстан. Период ротации заместителей Председателя определяет Президент Республики Казахстан.

Обеспечение деятельности заместителей Председателя Ассамблеи от этнокультурных объединений осуществляет рабочий орган Ассамблеи.

11. Рабочим органом Ассамблеи является Секретариат Ассамблеи (далее - Секретариат) - структурное подразделение Администрации Президента Республики Казахстан. Секретариат возглавляет заведующий Секретариатом, который одновременно является заместителем Председателя Ассамблеи.

Задачами Секретариата являются:

1) обеспечение деятельности Ассамблеи, ее Председателя и Совета;

2) обеспечение реализации полномочий Президента Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений.

Полномочия Секретариата по обеспечению реализации полномочий Президента Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений, а также Ассамблеи определяются внутренними актами Администрации Президента Республики Казахстан.

12. Ассамблеи областей (города республиканского значения, столицы) при осуществлении своей деятельности подотчетны и ответственны перед Ассамблеей.

Порядок формирования и правовой статус ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) определяется Законом Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана».

13. Рабочим органом ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) является секретариат ассамблеи области (города республиканского значения, столицы), входящий в структуру аппарата акима как самостоятельное структурное подразделение. Секретариат ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) возглавляет заведующий. Заведующий секретариатом ассамблеи области (города республиканского значения, столицы) назначается и освобождается от должности соответствующим акимом по согласованию с Секретариатом.

14. В целях обеспечения реализации задач и функций Ассамблеи в случае необходимости Секретариатом могут быть созданы комиссии, в том числе совместно с другими государственными органами и организациями.

15. Для научного сопровождения деятельности Ассамблеи формируется Научно-экспертный совет.

Основными задачами Научно-экспертного совета являются:

1) комплексная экспертная оценка тенденций этнополитического, социально-экономического и конфессионального развития в Республике Казахстан, прогнозирование развития данных процессов в стране и мире;

2) научно-экспертное сопровождение деятельности Ассамблеи по актуальным направлениям государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений;

3) координация научно-исследовательских работ в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений;

4) содействие усилению роли Ассамблеи как политического и гражданского института в развитии демократии, укреплении целостности казахстанского общества, достижении общенационального согласия.

16. Научно-экспертный совет состоит из председателя, его заместителей и членов Научно-экспертного совета.

Председатель Научно-экспертного совета и его заместители избираются на заседании Научно-экспертного совета.

В состав Научно-экспертного совета могут входить по согласованию депутаты Парламента Республики Казахстана, представители этнокультурных объединений, научных и образовательных организаций, а также ученые, независимые эксперты и специалисты.

Научно-экспертный совет может привлекать к своей деятельности экспертов, не являющихся членами Научно-экспертного совета, включая зарубежных.

17. Исполнение обязанностей председателя, его заместителей и членов Научно-экспертного совета осуществляется на общественных началах.

18. Положение о Научно-экспертном совете и его составе утверждаются заместителем Председателя Ассамблеи народа Казахстана - заведующим Секретариатом.

19. В целях обеспечения участия Ассамблеи в разработке законодательных актов и иных программных документов, информационно-пропагандистских, а также иных мероприятий могут быть созданы информационно-пропагандистские, экспертные и иные рабочие группы.

20. Координацию деятельности Научно-экспертного совета, комиссий и рабочих групп осуществляет Секретариат.

3. Особенности организации взаимодействия Ассамблеи с государственными органами и общественными организациями

21. Для обеспечения реализации государственной политики в области межэтнических отношений, эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в этой сфере и дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе Ассамблея взаимодействует с государственными органами.

22. Координацию деятельности государственных органов в рамках реализации программных документов Ассамблеи и планов мероприятий по выполнению решений Ассамблеи и ее Совета, поручений Президента Республики Казахстан, Председателя Ассамблеи, руководства Администрации Президента по вопросам межэтнических отношений, укрепления толерантности и общественного согласия осуществляет Секретариат.

23. Организация взаимодействия Ассамблеи народа Казахстана с депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избранными от Ассамблеи, осуществляется Секретариатом.

24. Взаимодействие Ассамблеи с этнокультурными общественными объединениями, другими институтами гражданского общества, аналогичными структурами зарубежных стран, а также международными организациями по укреплению национального единства и сохранению культурно-языкового многообразия Казахстана, межэтнического и межконфессионального согласия и защиты прав этнических групп обеспечивает Секретариат в рамках законодательства Республики Казахстан.

4. Порядок участия Ассамблеи в разработке и реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений
25. В целях консолидации общества, обеспечения единства и формирования национально-государственной гражданской идентичности, дальнейшего совершенствования казахстанской модели толерантности и общественного согласия, а также для повышения эффективности деятельности Ассамблея народа Казахстана участвует в разработке и реализации государственной национальной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.

Секретариат разрабатывает или участвует в разработке проектов программных документов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений с привлечением Научно-экспертного совета, вносит их для обсуждения на Совет, организует их рассмотрение Сессией, направляет на утверждение Президентом Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 25 в редакции Указа Президента РК от 21.12.2012 № 450.

26. В целях реализации Закона Республики Казахстана «Об Ассамблее народа Казахстана», а также на основе выработанных концептуальных подходов на среднесрочную перспективу Ассамблея разрабатывает Концепцию «Стратегия развития Ассамблеи народа Казахстана» (далее - Концепция).

Разработанная Концепция вносится на рассмотрение Председателя Ассамблеи и в случае ее одобрения утверждается Президентом Республики Казахстан.

 

Концепция реализуется через стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов и законы.

Все материалы всзяты из открытых и официальных источников.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×