Топ-100 «Ак жол» требует разобраться с монополистами ж/д путей
  • 20 апреля, 00:23
  • Астана
  • Weather icon +11
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

«Ак жол» требует разобраться с монополистами ж/д путей

Обращения предприятий о беспределе поступают в партию из разных регионов страны.

Депутаты фракции «Ак жол» требуют разобраться с монополистами подъездных железнодорожных путей и выполнить поручение президента, передает Total.kz.

С депутатским запросом  они обратились к премьер-министру Алихану Смаилову, генеральному прокурору Гизату Нурдаулетову и председателю Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серику Жумангарину.

«На встрече с бизнесом 21 января текущего года президент Касым-Жомарт Токаев жестко раскритиковал искусственные монополии, представляющие угрозу базовым принципам рыночной экономики. Их безмерные аппетиты и корпоративная коррупция тяжким бременем ложатся на предпринимателей, способствуют росту цен и инфляции в стране. <…>  Например, АО «ЦТС», приватизировав подъездные пути, фактически подняло стоимость подачи вагонов отечественным заводам от четырех и в некоторых случаях до 118 раз!» ― указывают в своем запросе мажилисмены.

Обращения предприятий о подобном беспределе, как отмечается в сообщении, поступают в партию «Ак жол» из разных регионов –— Павлодарской, Костанайской, Туркестанской, Алматинской, Акмолинской и других областей.

«Они недоумевают, каким образом монополисты оказались владельцами подъездных путей в обход самих предприятий, которые расположены на этих ветках и сами готовы были выкупить свои участки. Однако теперь, в случае несогласия с завышенными тарифами, новоявленная монополия просто перекрывает железнодорожные ветки и блокирует предприятия, лишая производство и подвоза материалов, и вывоза продукции. Более того, за период перекрытия путей то же АО «ЦТС» выставило ряду заводов штрафы за «упущенную прибыль» в размере 80 миллионов тенге каждому! Такие уведомления у нас на руках, мы их приложим к запросу», ― сказал Азат Перуашев, зачитывая обращение депутатов фракции. 

Однако это, по его словам, еще не всё.  

«Если в 2015 году АО «ЦТС» приобрело у КТЖ около 150 подъездных путей за 1,7 миллиарда тенге, то в последующие годы приобрело еще больше объектов, доведя их число до более 300. Причем, по некоторым данным, уже без оплаты, через судебные тяжбы, в том числе  отбирая их у самих предприятий. И повсеместно многократно поднимает тарифы», ― отмечает Азат Перуашев. 

Предприниматели, как оказалось, приводят примеры, когда доставить груз за тысячи километров, из Актау до Кокшетау, обходится дешевле, чем затем его же с магистрали по подъездному пути подать до предприятия.

«Доходит до того, что заводам дешевле самим построить новые подъездные пути в обход захваченных АО «ЦТС». Такие примеры уже появляются, например, в Шымкенте. Я привел пример только одного монополиста, на самом деле их несколько: ППЖТ-1, ППЖТ-2, фирма «Енисей» и другие, но природа их действий одна — ничего не создавая самим, облагать данью реальных производителей», ― говорит Азат Перуашев.

По расчетам бизнеса, каждое предприятие вынуждено платить монополистам до 100 миллионов тенге в год при том, что на каждом подъездном пути находится несколько предприятий, как на участке «Промышленный» в Алматы, где расположено 38 заводов, отправляющих и принимающих тысячи вагонов. Только с этого участка монополисты собирают около 3 миллиардов тенге в год.

«В целом по стране речь идет о  сотнях миллиардов тенге, собираемых с производителей как дань олигархам. И все эти расходы ложатся в себестоимость и цену товаров, прямо влияют на инфляцию. Когда мы подняли этот вопрос в апреле 2017 года, спикер мажилиса в лице Нурлана Зайруллаевича (Нигматулин – прим. Total.kz) сравнил ситуацию с тем, как если бы жильцам перед подъездом в собственные квартиры поставили шлагбаум и требовали деньги за каждый проход. Это именно так», ― уверен депутат.

Напомнил мажилисмен и о поручении главы государства: год назад, 26 января 2021 года, президент Касым-Жомарт Токаев на заседании правительства отметил множество жалоб предпринимателей на владельцев подъездных путей и поручил Агентству по конкуренции и Генпрокуратуре разобраться с проблемой.

«Однако вместо этого монополисты, как видим, только расширили свои масштабы и аппетиты», ― резюмировал Перуашев.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×