Топ-100 Казахстан превращается в крупный торгово-логистический хаб — эксперт
  • 05 мая, 17:25
  • Астана
  • Weather icon +11
  • 441,66
  • 475,14
  • 4,86

Казахстан превращается в крупный торгово-логистический хаб — эксперт

На сегодня через республику проходят 13 международных транспортных коридоров.

В январе-июне этого года товарооборот Казахстана с Россией составил 12,7 миллиарда долларов. Это в номинальном выражении больше на 3,71% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом экспорт в РФ увеличился с 3,5 миллиона до 4,9 миллиарда долларов, тогда как импорт уменьшился с 8,68 миллиарда до 7,78 миллиарда долларов, отмечают в Институте мировой экономики и политики (ИМЭП) при фонде Нурсултана Назарбаева.  

По его данным, Казахстан и Россия ежегодно наращивают объемы прямых инвестиций. Так, в 2022 году прямые инвестиции из РФ в экономику нашей страны составили 1,5 миллиарда долларов. Планомерно увеличивается количество совместных предприятий — более 21,2 тысячи компаний с участием российского капитала. Успешно работают в Казахстане и такие крупные российские компании, как «Еврохим», «Лукойл», «ЭФКО», «Татнефть» и другие.

В ИМЭП отмечают, что на прошедшем в Сочи Евразийском межправительственном совете премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов сообщил, что Астана и Москва совместно реализуют более 100 кооперационных проектов в сфере промышленности на сумму более 22 миллиардов долларов. При этом, по его словам, каждый год к этому списку добавляются десятки новых проектов. К примеру, в 2022-м между Россией и Казахстаном была подписана программа совместных действий, которая предполагает сотрудничество еще по 29 проектам на сумму около 9 миллиардов долларов c созданием около 12,5 тысячи рабочих мест.

«Экономическое взаимодействие между Казахстаном и Россией имеет объективные предпосылки и отвечает практическим интересам двух стран. В 2022 году был достигнут рекордный показатель товарооборота между странами в 26,1 миллиарда долларов, что на 6% больше по сравнению с 2021 годом. Импорт из России составил 17,3 миллиарда долларов», — рассказывает эксперт Института мировой экономики и политики Лидия Пархомчик.

К слову, по официальным данным, Россия, в частности, успешно развивает в Казахстане кооперацию в обрабатывающих и инновационных отраслях индустрии. Для сравнения: за последние 17 лет объем прямых инвестиций из России в Казахстан достиг около 20 миллиардов долларов. Казахстанские инвестиции составили около 6 миллиардов долларов. Кроме того, Казахстан, по информации государственных органов, превращается в крупный торгово-логистический хаб на новых маршрутах из России в Азию. В республике началось строительство современных оптово-распределительных центров с технологически развитой системой складирования, хранения и реализации продовольственных товаров. Один из таких примеров — центр трансграничной торговли «Евразия» на территории Западно-Казахстанской области и на границе с Россией. При этом строящиеся центры будут логистически увязаны с портами Актау и Курык, что удобно и для торговли с прикаспийскими странами.

В целом, по данным ИМЭП, на сегодня через Казахстан проходят 13 международных транспортных коридоров — 5 железнодорожных и 8 автомобильных. Из них 9 маршрутов выходят на российскую транспортную систему. 

«Особое значение имеет так называемый Северный маршрут, который обеспечивается работой совместного предприятия Казахстана, России и Беларуси АО «Объединенная транспортно-логистическая компания «Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА)», — говорит эксперт Института Лидия Пархомчик.

Так, по итогам I полугодия 2023 года в сервисах компании ОТЛК ЕРА проследовало 350 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 14%. Прогнозируется, что к концу 2023 года объем перевозок компании составит 700 тысяч ДФЭ, из которых около 400 тысяч ДФЭ составят транзитные перевозки по маршруту Китай — Европа — Китай, сообщили в Институте мировой экономики и политики.  

«Особое значение приобретает полномасштабный запуск Международного транспортного коридора «Север-Юг», который является кратчайшим маршрутом для товарных перевозок между странами ЕАЭС и Южной Азией, Восточной Африкой и Ближним Востоком», — подчеркнула Лидия Пархомчик.

По ее словам, в апреле 2023 года АО «KTZ Express», АО «РЖД Логистика» и ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» подписали меморандум о создании совместного предприятия для развития перевозок оператора на восточном маршруте МТК «Север-Юг».

«Создание единого логистического оператора должно существенным образом увеличить объемы транспортируемых грузов за счет формирования конкурентоспособных тарифных ставок и «бесшовной» инфраструктуры. Согласно прогнозам, потенциальный объем транзитных контейнерных грузов, проходящих через Казахстан по участку МТК «Север-Юг», составит до 240 тысяч ДФЭ ежегодно. При этом потенциальный объем перевозки неконтейнеризируемых грузов составит до 10 миллионов тонн. Ожидается, что на железнодорожное сообщение по восточному побережью Каспия через Казахстан придется порядка 24% от всех грузовых потоков в рамках коридора», — заключила Лидия Пархомчик.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×