Топ-100 Алматинские парковки: кто и как штрафует автолюбителей?
  • 29 марта, 01:09
  • Астана
  • Weather icon +2
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Алматинские парковки: кто и как штрафует автолюбителей? Эксклюзив

Фото: https://motor.kz

Предыдущая публикация Total.kz про алматинские парковки, вызвала огромный резонанс в читательской среде. Кроме того, по нашим сведениям, большой переполох поднялся в заинтересованных кругах. Естественно, мы решили продолжить наше журналистское расследование и накопали еще много интересного.

Напомним, ранее мы подробно писали о парковочном бизнесе в Алматы: кто «стоит» за всем этим, как рассчитывали тариф «100 тг/час», почему информация о вложенных и собранных средствах является конфиденциальной и т. д. (подробнее в материале).

На этот раз мы попросили городские власти разъяснить нам и нашим читателям следующее:

  • Каков механизм фиксации и передачи информации для наложения штрафов за уклонение от уплаты за парковку на автостоянках Алматы?
  • Какими приборами осуществляется фиксация нарушений и кто сертифицировал эти устройства?
  • Почему большая часть зон платных парковок не обозначена дорожной разметкой, а на информационных щитах отсутствует часть обязательных к публикации сведений: к примеру, схема парковочной зоны?
  • Ну и что, в итоге, подразумевается под «платежами в бюджет»?

Куда исчезают миллионы?

Итак, начнем с насущного — с поступлений в бюджет города от деятельности парковок. Напомним: ранее и чиновники из управления пассажирского транспорта и автодорог Алматы, и представители компаний «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» и «RR2» заявляли редакции, что по итогам прошлого года в бюджет города произведены платежи на сумму 230 млн тенге. Но, как выяснилось, это далеко не так.

Из финансовой раскладки, которая была предоставлена «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» следует, что по итогам 2016 года и за I полугодие 2017 года в бюджет города была перечислена сумма в размере 253 560 000 тг. Из них:

— 131 820 000 тг – это разовый платеж за приобретение 70%-ной доли участия в уставном капитале ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис»;

— 121 740 000 тг – поступление в бюджет в виде налогов от деятельности компании за полтора года (примерно 10 млн ежемесячно, если учесть, что первые платные парковки официально заработали с 27 июня 2016).

Под «налогами», как следует из ответа на запрос редакции, подразумеваются: «отчисления, совершенные в ходе перечисления заработной платы, таможенной очистки оборудования, налог за каждую транзакцию при оплате парковки, налоги в ходе благоустройства парковочного пространства в рамках осуществления деятельности по организации и администрированию парковочного пространства».

«Поступление в бюджет от деятельности платных парковок за I полугодие 2017 года составляет 61 433 000 тг, и было отнесено только к налоговым платежам: 21% – от дохода на парковки и 79% – в ходе инвестиций в проект», — отмечает директор ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» Марат Принбеков.

Путем несложных математических вычислений можно определить, что по итогам 2016 года общие выплаты в бюджет города (с учетом выкупа доли в 70%) составили 192 127 000 тг, из них в виде налогов поступило 60 307 000 тг.

Так что цифры в «230 миллиона тенге», о которых нам ранее писали и начальник алматинского управления пассажирского транспорта и автодорог Максут Исахов, и «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» Марат Принбеков, ну никак не складываются. Помните слова из песни Высоцкого: «Где деньги, Зин?»

Как чиновник правду-матку рубил, или Верните городу парковки!

Кстати, на недавнем заседании Общественного совета во время обсуждения внесения изменений в постановление о платных парковках, некоторые члены совета высказались категорически против участия в проекте частного капитала. По их мнению, такие парковки должны быть в коммунальной собственности, а частникам нужно заняться строительством наземных и подземных автостоянок.

Нашла ли эта точка зрения отклик в сердцах и умах других членов совета — неизвестно, но вот на поддержку со стороны городских властей рассчитывать не приходится. Стоит только вспомнить, кто стоит за этим бизнесом. Напомним, что конечными бенефициарами компании «RR2», которой принадлежат 70% парковочного бизнеса, указаны Кайрат Боранбаев, и Саламат Ахметов.

В ответ на эти возмущения руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максут Исахов заявил: «Город не вкладывает в компанию ни одного тенге, но получает доход от своей 30% доли». Подобные высказывания со стороны чиновника наводят на мысль, что либо он не знает, что у него творится под носом, либо, мягко говоря, намеренно вводит в заблуждение общественность.

Частная компания использует для своего бизнеса улицы — места общего пользования, плюс город ежегодно выделяет огромные деньги на их благоустройство: укладку асфальта, установку бордюров, поребриков, нанесение дорожных разметок и уборку территории, в конце концов. А если исходить из информации, предоставленной ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис», то выходит, что в бюджет Алматы идут только налоги. На получение дохода от своей доли, согласно подписанному договору, город, как выяснилось, имеет право лишь раз в три года.

Кроме того, г-н Исахов утверждает, что инвестор вложил в развитие системы платных парковок 1,3 млрд тг, а по планам общая сумма вложений составит 10 млрд тг. На что они ушли и куда будут вложены — неизвестно, об этом упорно не хотят рассказывать ни чиновники, ни инвестор.

Между тем, из полученных ранее ответов можно предположить, что инвестор не имеет четкого бизнес-плана по развитию системы платных парковок (расчеты — в работе, прогнозы — в разработке, а исполнитель не назначен), да и не желает он предоставлять общественности данные, прячась за формулировкой «конфиденциальная информация».

Вопросов к инициаторам проекта все больше и больше, а доверия алматинцев к этой системе — все меньше и меньше.

«Кибернетический организм» на службе города

Второй вопрос — это фиксация нарушений. Как следует из ответа управления административной полиции департамента внутренних дел г. Алматы (УАП ДВД) Нурлана Алмасбекова, этот вопрос относится к компетенции ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис».

То есть нарушение фиксируется оператором этой компании посредством комплексов измерительных значений текущего времени с фотофиксацией «ПаркНет» и «ПаркРайт». После чего снимок поступает в базу данных, где он проверяется на предмет оплаты парковочного места.

Далее информация попадает в процессинговый центр УАП ДВД, где оформляется административное правонарушение и штраф в виде предписания, после чего документ направляется владельцу транспортного средства в соответствии, как говорится в письме, со ст. 743 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

Тут же возникает вопрос к акиму города Бауыржану Байбеку и начальнику ДВД Серику Кудебаеву: почему нарушения фиксируются операторами частной компании, а штраф по их информации выписывается УАП ДВД? На основании какого документа работаете и чей опыт на сей раз перенимаем?

Кстати, алматинцам уже было выслано 29 тыс. предписаний. Штрафы взыскали с 10 840 автовладельцев, а это 73 787 880 тг (штраф — 3 МРП = 3 х 2269 х 10 840). За уклонение от уплаты за парковку по предписаниям ДВД Алматы направлено четыре административных материала в Специализированный межрайонный суд.

Что касается самих приборов, фиксирующих нарушения, то это разработки российской компании «Технология распознавания» и являются они, грубо говоря, часами с возможностью фотосъемки.



«ПаркНет» — это портативное устройство, Android-планшет со специальным программным обеспечением. На балансе «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» числится 20 единиц. Их общая стоимость — 556 864 тг и приобретены они, как следует из письма, на деньги инвестора.

Сертифицирован прибор АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары», внесен в реестр ГСИ РК и должен проходить поверку раз в год. По информации «ҚҒС» устройство имеет погрешность в плане +/-7 метров.

«ПаркРайт» — это мобильный комплекс, который устанавливается в салоне автомобиля. В случае необходимости может работать в ручном режиме. Существует несколько его модификаций, какой из них закуплен «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» — неизвестно, но стоимость, по информации УАП ДВД, составляет 5,5 млн тнг. Поверку в «ҚҒС» прибор не проходил.

Кстати, в буклетах о «ПаркРайт» говорится, что комплекс работает в автоматическом режиме, но это далеко не так. Устройство работает в автоматизированном режиме, зависящем от человека. То есть, перемещение комплекса в пространстве полностью контролируется водителем автомобиля. Да и определять, находится ли машина нарушителя в зоне действия платной парковки — приходится не бездушному автомату, а опять же живому человеку.

Еще одним нюансом использования приборов «ПаркНет» и «ПаркРайт» является их, в определенной степерни, геолокационный кретинизм. То есть определить собственное местоположение посредством GPS-датчика эти аппараты еще способны, а вот с автомобилями нарушителей все гораздо хуже. В России, где, кстати, «ПаркРайт» был сертифицирован исключительно волевым решением, известны случаи, когда нарушителям высылались предписания с ошибкой определения местоположения на сотни метров. Однако ни полицейских, ни чиновников ситуация не смущает. Главное, есть бумажка, на основании которой с автовладельцев можно официально «стричь» и пополнять тем самым бюджет.

Бордюр = разметка

Еще один наболевший вопрос — это наличие дорожной разметки: почему большая часть зон платных парковок не обозначена дорожной разметкой, а на информационных щитах отсутствует часть обязательных к публикации сведений: к примеру, схема парковочной зоны или юридический адрес владельца автостоянки? (Отметим, что в этом случае мы руководствовались исключительно «Правилами организации платных автостоянок/автопарковок города Алматы», утвержденными городским акиматом, с изменениями от 06.06.2017).

Относительно разметки в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы уверены, что она нужна только для разграничения каждого машиноместа. А на проезжей части границы платных парковок обозначены информационными таблицами, которые содержат сведения о тарифах и порядке платы за стоянку, перечень категорий пользователей, имеющих особые условия пользования, режиме работы автостоянки (наименование, адрес, контактный телефон) и схему парковочной зоны.

«Ответственный – ТОО “Алматы СпецТехПаркинг Сервис”. При выявлении фактов их отсутствия на той или иной платной парковке в адрес эксплуатирующей организации будут направляться письменные претензии об устранении замечаний в кратчайшие сроки», — говорится в ответе на запрос редакции за подписью главы управления Максута Исахова.

Но поскольку ни на одной из табличек нет схем парковочных зон, то мы обратились к руководителю отдела транспортной инфраструктуры управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Асету Тулеушову, который и подготовил ответ на редакционный запрос. Чиновник уверен, что нет нужды наносить их на информационные щиты, достаточно того, что планы есть у них — в акимате. Да и раздувать ситуацию из-за отсутствия дорожной разметки на парковках, по его мнению, не стоит: со стороны тротуара имеются физические ограждения в виде бордюров, этого, дескать, и достаточно. В общем, бордюр и разметка, с чиновничьей точки зрения, понятия равнозначные.

Вообще, создается ощущение того, что наши чиновники живут в другом мире: они абсолютно уверены, что автолюбители и операторы, фиксирующие нарушения в виде неуплаты за парковку, способны умозрительно, исключительно силой воображения, представить границы парковки. Ориентируясь при этом на информационные стенды, которые, кстати говоря, могут быть прикрыты грузовыми автомобилями или попросту быть неразличимы в сумерках — в последнее время уличное освещение в Алматы оставляет желать лучшего.

Вот так выглядит платная парковка в центре города по улице Панфилова — ни бордюров, ни разметки.

А эта платная парковка расположена по улице Макатаева.

Язык не только до Киева доведет

Между тем, недовольство работой платных парковок среди алматинцев растет изо дня в день: горожане жалуются на неработающие местами паркоматы, на их малое количество и удаленность друг от друга и т. д. Из той информации, которую предоставил «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» редакции в августе, следует, что на 8 796 парковочных мест приходится 98 паркоматов: получаем один паркомат на 89 машиномест. Тогда же, в августе, в одном из своих интервью глава «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» Марат Принбеков рассказывал, что на 50 машиномест приходится один паркомат. В общем, либо человек не в курсе состояния дел, либо живет в другом, сказочном, мире.

Сейчас, по данным на 17 октября, в городе работает 91 паркомат и они обслуживают 9042 парковочных места (из них 161 место — для парковки спецсредств, оборудованных для передвижения людей с ограниченными возможностями).

То есть один паркомат примерно на 99 машиномест. До конца 2017 число парковочных мест намерены довести до 10 тысяч, а в 2018 году — еще на 5 тысяч. Увеличится ли при этом число паркоматов и насколько — не сообщается.

Не устраивает горожан и то, что платная зона растет без учета их мнения, а оплата услуг через паркоматы создает массу проблем. К примеру, оплатить наличными через эти устройства возможно лишь с помощью монет, номиналом 50 или 100 тг. Банковские карточки они не принимают, хотя на официальном сайте уверяют в обратном.

Если же вы по незнанию «закинули» в паркомат за час стоянки купюру в пятьсот тг (нет мелочи в кармане, а разменять негде), то готовьтесь к тому, что аппарат сдачи не даст. Свои четыреста в национальной валюте сможете получить в головном офисе «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» по адресу: микрорайон «Баганашыл», ул. Зеленая, 16. Но опять же, только в пятницу и в строго определенное время — с 14:00 до 17:00.

Кстати, обращения принимаются к рассмотрению в течение 14-ти календарных дней. Кроме того, у вас должен быть на руках чек, иначе не видать вам ваших кровных.

Сколько таких «невостребованных» денег осело на счетах «RR2» — неизвестно, и вряд ли владельцы поделятся этой информацией с общественностью. Наверняка снова спрячутся за любимой формулировкой «конфиденциальная информация».

Есть, конечно, способы оплаты стоянки без паркоматов, но у каждого из них свои нюансы. К примеру, посредством SMS могут оплатить только абоненты Activ и Beeline. Причем, за сообщения со счета снимут 12 тг. Можно, конечно, воспользоваться мобильным приложением или системой электронных платежей, но для этого надо иметь смартфон и Интернет. Но больше всего, конечно, возмущает то, что для оплаты нужно вначале решить, сколько времени вы проведете в том или ином месте, а уж потом вносить соответствующую предоплату.

Еще большие опасения вызывают возможные последствия от предстоящих транспортных нововведений: сейчас городские власти активно продвигают очередной проект — «Комплексную схему организации дорожного движения города Алматы». О нем мы также расскажем в ближайшее время. Так что в будущем горожан ожидает еще масса «приятных» сюрпризов.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×