Топ-100 Какими фильмами запомнится 2012 год
  • 27 декабря, 10:24
  • Астана
  • Weather icon -26
  • 520,93
  • 609,07
  • 6,68

Какими фильмами запомнится 2012 год

Картины, сорвавшие "кассу", и разочарования киногода

Кинокритики Lenta.ru составили список самых обсуждаемых фильмов 2012 года, отобрав их по нескольким критериям. В ход шли и объективные показатели, такие как кассовые сборы или количество полученных наград, и субъективное мнение экспертов. В этом списке оказались и картины, дебютировавшие на экране в конце 2011-го, но дошедшие до зрителя в СНГ только в 2012 году.

Самое интересное

«Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom) - фильм Уэса Андерсона. Зрителям, знакомым с предыдущими работами режиссера, достаточно знать, что новая картина им ни в чем не уступает. Тем же, кто не видел «Поезд на Дарджилинг», «Семейку Тененбаум» или «Водную жизнь», «Королевство» посмотреть все-таки стоит, держа в уме, что Андерсон - кинематографист с очень характерным почерком. Новую картину населяют привычно странные персонажи в исполнении Эдварда Нортона, Фрэнсис Макдорманд, Билла Мюррея и Брюса Уиллиса, но взрослых запросто переигрывают малолетние актеры-новички - Джаред Гилман и Кара Хэйуорд. «Королевство полной луны» - это вообще фильм о детстве, причем такой искренний и трогательный, что возникает вопрос: как взрослому человеку удалось так естественно высказаться на эту тему?

Формально «Шапито-шоу» - фильм 2011 года (именно тогда лента была показана на нескольких кинофестивалях, включая ММКФ), но в прокат он вышел только в январе 2012-го. Идти смотреть его было боязно: картину заявляли как музыкальную комедию продолжительностью в три с половиной часа. С учетом того факта, что создателями этой «комедии» являлись авторы «Пыли» Сергей Лобан и Марина Потапова, ожидать можно было вообще чего угодно. Музыкальные номера в «Шапито-шоу» действительно есть, а также есть сразу четыре связных и связанных между собой истории. Каждая из них изложена изобретательно и с юмором (местами совсем печальным) и интересна сама по себе, но тут, что называется, есть из чего выбирать.

Британская лента «Стыд» (Shame) - еще одна картина 2011 года, добравшаяся до российских зрителей только в 2012-м. Герой фильма - обеспеченный житель Нью-Йорка Брэндон (Майкл Фассбендер), занимающийся работой и сексом. Больше в его жизни буквально ничего нет. Но однажды к нему в гости наведывается младшая сестра Сисси (Кэри Маллиган). В фильме, собственно, рассмотрены две главные темы: взаимоотношения Брэндона с сексом и с сестрой. «Стыд» - хорошее кино, которое даже как-то неудобно рекомендовать к просмотру. Дело не в порнографии - все в конце концов взрослые люди, чего мы там не видели? Дело в том, что, если зритель не сможет установить связь с персонажами Фассбендера и Маллиган, фильм вообще никакого впечатления не произведет. Если же связь установится, эффект от просмотра может быть примерно таким же, как от сильного удара кулаком в лицо.

«Цыпленок с черносливом» (Poulet aux prunes) - вторая режиссерская работа иранки Маржан Сатрапи. Как и дебютная полнометражка «Персеполис», вышедшая в 2007 году, новая лента основана на комиксах самой постановщицы. В рисованных историях Сатрапи нет ни супергероев, ни зомби: фантастические элементы присутствуют, но в виде бытовой магии. Как и «Персеполис», «Цыпленок» позволяет взглянуть на Иран под неожиданным углом (сама Сатрапи родилась в Реште, росла в Тегеране, но в раннем возрасте покинула страну). Однако «Персеполис» был мультипликационным, черно-белым и автобиографическим. В «Цыпленке» же Сатрапи снимает живых актеров (правда, сталкивая их в кадре с анимацией) и повествует о своем родственнике-музыканте. Удивительно, но ее рассказ о другом человеке получился даже более увлекательным, чем история о ней самой.

Создатели фильма «Петля времени» (Looper) считают, что через 30 лет актер Джозеф Гордон-Левитт превратится в Брюса Уиллиса. Многим эта гипотеза может показаться сомнительной. Многие также найдут массу неправдоподобных элементов в сюжете самой картины (но давайте посмотрим правде в глаза: сюжетные нестыковки можно найти в любом фильме о путешествиях во времени). Основной аттракцион «Петли времени» - это, собственно, встреча главного героя с самим собой, то есть Гордон-Левитта с прилетевшим из будущего Уиллисом. Главное достоинство фильма в том, что это совсем не боевик, как можно было подумать после просмотра трейлера. Многих этот факт разочаровал - но не вся же фантастика должна быть похожа на работы Майкла Бэя.

Самый титулованный фильм года

«Артист» (The Artist) Мишеля Хазанавичуса - если не самый, то уж точно один из самых титулованных французских фильмов всех времен. Собирать награды он начал еще в прошлом году. В мае 2011-го ленту, в частности, показывали в программе основного конкурса в Каннах (в результате фестивальные награды достались исполнителю главной роли Жану Дюжардену и псу Угги). В феврале 2012-го лента Хазанавичуса удостоилась пяти «Оскаров»; всего же картина претендовала на награды Американской киноакадемии в десяти номинациях. «Артист» - черно-белая немая драма, события которой разворачиваются в те времена, когда в Голливуд пришел звук. Речь идет о взаимоотношениях опытного актера и начинающей артистки. Сначала он помогает ей, потом она - ему. Собственно, все. По большому счету составить представление о фильме можно уже после просмотра трейлера. «Артист» - кино, безусловно, милое. Неожиданность в том, что для получения кучи «Оскаров» (в том числе в основной номинации «Лучший фильм») картине достаточно быть всего лишь милой.

Самые прибыльные фильмы года

В 2012-м десятка самых кассовых фильмов всех времен пополнилась двумя новыми наименованиями. «Мстители» (The Avengers) Джосса Уидона сумели заработать более 1,5 миллиарда долларов США и в результате вскарабкались на третью строчку списка. Работу Уидона сейчас опережают только две картины Джеймса Кэмерона - «Аватар» (2,78 миллиарда долларов) и «Титаник» (2,18 миллиарда долларов).

Сборы картины «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises) - заключительной части трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене - оказались скромнее: всего-то 1,08 миллиарда долларов США. Фильм сейчас занимает восьмую строчку в списке самых успешных с финансовой точки зрения кинолент всех времен. И «Мстители», и «Возрождение легенды» сняты по комиксам (первая лента базируется на графических новеллах Marvel, вторая - на работах DC).

Разочарования года

Одним из главных претендентов на победу в этой номинации был «Облачный атлас» (Cloud Atlas). Но с фильмом Вачовски и Тыквера все вышло более-менее предсказуемо: все и так думали, что экранизировать роман Дэвида Митчелла практически невозможно. Тыквер и Вачовски же показали, что экранизировать-то можно все что угодно, вот только результат будет, мягко говоря, так себе. И ситуацию не спасают фокусы с гримом. Защитники «Облачного атласа» обычно говорят, что это великое кино обо всем. В чем-то они, конечно, правы, только «обо всем сразу» - это примерно то же самое, что и «ни о чем конкретно».

С «Прометеем» (Prometheus) все сложнее. Сюжет фильма держался в строжайшем секрете. Режиссер Ридли Скотт то говорил, что снимает приквел к «Чужому», то заявлял, что его новая работа - вовсе не предыстория, а вполне самостоятельный проект. В результате «Прометей» действительно оказался не приквелом, а скорее пересказом ленты Скотта 1979 года. Основные элементы на месте: обнаруженная астронавтами комната-инкубатор, монстр, растущий внутри человеческого организма, обезглавленный робот, финальный поединок в спасательной капсуле. Декорации, конечно, изменились, некоторые сюжетные линии трансформировались и добавились - и в результате получилось кино, не идущее ни в какое сравнение с оригинальным «Чужим». Поступкам героев невозможно найти логическое объяснение, сами персонажи в большинстве своем забываются через пять минут после просмотра ленты, сценарий нелепый, зато с претензией. «Сценаристы вроде как рассказывали историю о Создателях - так вот, выясняется, что, если за два часа несколько десятков раз произнести слово «бог», к богу ближе не станешь», - пишут кинокритики Lenta.ru.

Ну а достойным завершением киногода и, конечно, приятнейшим подарком к новогоднему празднику стала премьера «Хоббит: Нежданное путешествие». Питер Джексон снова срывает кассу благодаря увлекательной сказке Толкиена и своему незаурядному режиссерскому таланту.

В день премьеры в Северной Америке (14 декабря 2012 года) фильм собрал 37,5 миллионов долларов, из них 13 млн за полуночные показы, побив рекорд «Властелина колец: Возвращение короля» ($34,5 млн) за самые большие кассовые сборы в день премьеры в декабре. А за первый уик-энд фильм собрал в Северной Америке 84,6 млн долларов, чем побил рекорд фильма «Я — легенда» ($77,2 млн) за самые большие кассовые сборы в первый уик-энд фильма, вышедшего в декабре.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×