Топ-100 Родители особенных детей рассказали, что творится в спеццентре в Аягозе
  • 19 апреля, 05:50
  • Астана
  • Weather icon +12
  • 447,4
  • 477,55
  • 4,76

Родители особенных детей рассказали, что творится в спеццентре в Аягозе Эксклюзив

Фото: ayagozuod.wixsite.com

Родители особенных детей просят защитить права и интересы всех воспитанников Аягозского спеццентра.

В редакцию Total.kz поступило обращение от родителей детей с особыми потребностями, которые находятся в Аягозском детском центре оказания специальных социальных услуг (ЦОССУ). Женщины написали также детскому омбудсмену Аружан Саин и акиму Восточно-Казахстанской области Даниалу Ахметову. Напомним, в этом центре находятся 105 детей, 82 из них остались без попечения родителей. Ранее мы узнали о фактах сексуального насилия по отношению к воспитанникам центра из видео, на котором сами дети с особыми потребностями пересказывают весь происходивший с ними кошмар. На публикацию откликнулся лично аким ВКО Даниал Ахметов. В настоящий момент специальная комиссия ведет проверку изложенных фактов.

И вот в редакцию Total.kz обратились родители тех деток, что содержатся в ЦОССУ.

«Мы просим вас оказать содействие в том, чтобы голос родителей детей, особенных детей, был услышан не только обществом, но и государством. На днях из СМИ стало известно о фактах насилия в отношении воспитанников Аягозского детского центра оказания специальных социальных услуг. Мы шокированы всей этой ситуацией. Конечно, никто из нас не сталкивался лично с такими фактами, и, соответственно, не можем утверждать, но на основании того, что рассказывают наши дети во время встреч, допускаем подобное», — утверждают женщины.

Они перечисляют в своем обращении факты, с которыми им приходилось сталкиваться.

«Телесные и другие наказания — сотрудники ЦОССУ бьют воспитанников хлопушками для выбивания ковров, опускают головой в ванну, наполненную водой, и начинают топить, за любые провинности лишают детей ужина или обеда, детей заставляют мыть горшки (иногда угрозами, где-то подкупают конфетами, обещаниями). Все это со слов наших детей. Тем не менее мы неоднократно обращались к руководству центра по этим фактам, но, к сожалению, слышим в ответ только пустые обещания и оправдания: мол, воспитатели/няни не виноваты, довели их и тому подобное. Меры в итоге не принимаются», — подчеркнули мамы воспитанников.

По их словам, немало вопросов возникало и возникает по материальному обеспечению детей — одеждой, обувью, питанием и необходимыми средствами гигиены, хотя на содержание воспитанников государством выделяются немалые деньги.

«К примеру, для детей закупают вещи низкого качества, из синтетики. Одежда и обувь зачастую выдаются не по размеру — большая или маленькая, дети порой ходят в каком-то старье. Поэтому родители детей покупают им вещи сами — по размеру и хорошего качества. Но через некоторое время вещи почему-то теряются неизвестно куда и как. К примеру, по словам одной из мам, два раза по неизвестной причине теряли зимние куртки ее ребенка, узнавала она об этом постфактум, когда заставала сына зимой (в морозы) на прогулке в демисезонной куртке. Руководство ЦОССУ в лице директора Темирханова не реагирует на все эти жалобы, выгораживая своих сотрудников», — рассказали женщины.

За исключением отдельных сотрудников ЦОССУ, по словам женщин, все, начиная с руководства центра, проявляют полное равнодушие и халатность.

«Кстати, детей, у которых есть родители или опекуны (так называемые «домашние» дети), можно забрать домой при условии отказа пособия в пользу центра. Естественно, возникает вопрос: куда «уходят» эти деньги?» — спрашивают мамы.

Задают женщины и вопросы о состоянии здоровья детей. К примеру, у одного из воспитанников родители выявили чесотку через неделю после приезда домой. Мать ребенка обратилась к директору и соцработникам ЦОССУ, но в ответ услышала: сами виноваты, мы ни при чем. Хотя инкубационный период чесотки — от двух до четырех недель.

«Однако как соцработники, так и директор категорически отрицали факт наличия чесотки в центре. Мать уверена в обратном: ребенок заразился чесоткой в центре. Или вот другой пример: ребенку удалили зуб под местным наркозом. Но никто из медицинских работников даже не удосужился сообщить матери ребенка об этом и поинтересоваться, нет ли у него аллергии на анестезию или другие препараты (антибиотики, к примеру). И кто лучше, чем мать, может знать об этом. В центре снова развели руками, сказали, что завертелись и забыли», — пишут женщины.

Другой пример еще хуже: мальчику удалили аппендикс, а его мама узнала об этом только когда приехала в центр.

Еще у одного ребенка есть проблемы со зрением: один глаз не видит ничего, а второй — совсем плохо.

«Бабушка мальчика неоднократно обращалась и к медработникам, и к руководству центра заняться его лечением. Он должен ежегодно получать соответствующее медицинское лечение, иначе ребенок может вскоре ослепнуть. Но в центре отказываются «ставить» его на портал госуслуг (бюро госпитализации)», — утверждают мамы.

Практически всем детям центра требуется ортопедическая обувь, пишут женщины, но ее не выдают.

«Раньше была комната для встреч детей с родителями. Большая светлая комната с телевизором, диваном и ванной (дети со сложными диагнозами: кто-то не может сидеть долго, кому-то полежать надо и т.п.). Родители зачастую приезжают издалека, там же дети практически со всего Восточного Казахстана, могли остаться на несколько дней. Но позже комнату переоборудовали в кабинет директора. Почему нас, детей и родителей, лишили этой возможности – побыть вместе, понаблюдать за ребенком, покормить, в конце концов?! Изначально ведь была предусмотрена такая комната», — возмущены женщины.

В ЦОССУ, жалуются мамы, запретили делать фото- и видеосъемку детей.

«Иногда мы, родители, просим воспитателей или учителей отправить фотографии детей или видео с ними. Но сотрудники центра утверждают, что не могут это сделать, ссылаясь на запрет руководства, якобы за это они могут понести наказание, вплоть до увольнения. Почему? Что в этом такого? Почему мы, родители, не можем увидеть, как ребенок пишет, рисует, читает или узнает что-то новое?! Почему мы не можем, хотя бы издалека порадоваться вместе с ним его маленьким успехам? Это же не режимный объект, и дети не находятся в местах лишения свободы под надзором!»  — говорится в письме. 

Более того, родители даже не знают, чем кормят их детей.

«Тема эта закрыта, и в кухню нас, родителей, не пускали», — пишут женщины.

По их словам, в ЦОССУ нет современного коррекционного оборудования. Практически отсутствуют контакт и сотрудничество с родителями со стороны социальных работников и руководящего состава.

«Если с нашими детьми, у которых есть родители и опекуны, обращаются подобным образом, то что говорить о тех воспитанниках, у которых их нет. Смотреть на все это уже нет сил. Мы просим вас защитить права и интересы всех воспитанников Аягозского детского центра оказания специальных социальных услуг. Это особенные дети, которые являются самыми социально незащищенными гражданами в обществе. И если не мы с вами, то кто защитит их?  Надеемся, что и вы не останетесь равнодушными к судьбе этих детишек», — подытожили женщины.

Копирование, размещение в любых СМИ, в том числе и на интернет-сайтах, или иное использование как в исходном виде, так и в виде фрагментов авторских фото-, аудио- и видеоматериалов Total.kz допускается только с письменного разрешения редакции. 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×