Топ-100 АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» нужно вывести из перечня приватизируемых предприятий — депутаты
  • 29 апреля, 15:17
  • Астана
  • Weather icon +23
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» нужно вывести из перечня приватизируемых предприятий — депутаты

Фото: vlast.kz

Сегодня ряд депутатов сената РК обратились к премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву с депутатским запросом относительно проблем в космической отрасли.

В числе обратившихся Дарига Назарбаева, Дархан Калетаев, Серик Джаксыбеков, Мухтар Кул-Мухаммед, Талгат Мусабаев, Нуржан Нурсипатов и Тлеубек Мукашев, передает Total.kz.

Депутаты напомнили о том, что в ведении Аэрокосмического комитета Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан находятся следующие семь предприятий: РГП на ПХВ «Инфракос», РГП на ПХВ «Научно-исследовательский центр «Ғарыш-Экология», АО «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек», АО «Республиканский центр космической связи», АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», АО «Национальный центр космических исследований и технологий», ТОО «Ғалам».

В настоящее время все предприятия Казкосмоса в организационно-правовой форме акционерных обществ имеют единоличный орган управления (президент или генеральный директор), что позволяет обеспечить оперативность принимаемых решений и повысить персональную ответственность первых руководителей. В период становления предприятий космической отрасли скорость принимаемых управленческих решений является главным условием достижения целей и решения поставленных задач.

«АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» имеет негативный опыт коллегиального органа управления, поскольку такой вид управления не предотвратил нанесения ущерба государству на 450 млн тенге (в рамках проекта создания ракетно-космического комплекса «Ишим» и еще на 392 млн тенге — при закупке оборудования для полигона Сарышаган)», — говорится в запросе.

В этой связи, по мнению подписантов, имеет смысл сохранить действующую единоличную форму управления предприятиями космической отрасли, созданными в форме акционерных обществ.

Ввод в эксплуатацию Сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов запланирован на конец 2018 года, включая Специальное конструкторское технологическое бюро космической техники с опытным производством, которое предназначено для выполнения проектных работ, производства комплектующих, сборки и испытания спутников. СКТБ КТ фактически завершено в отличие от СбИК КА, в котором не завершен монтаж технологического оборудования.

Поэтому целесообразно МОАП РК принять меры для выделения здания СКТБ КТ в отдельный пусковой комплекс и принять его в эксплуатацию в первой половине 2018 года. Данная мера позволит обеспечить полноценное функционирование СКТБ КТ и, следовательно, загрузить ТОО «Ғалам» в текущем году заказами на проектирование космических аппаратов и испытание казахстанского спутника CubeSat.

На протяжении трех лет различными министерствами, курирующими деятельность АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», вносятся корректировки в стратегию его развития на 2011–2020 годы (утверждена постановлением правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 года № 1277), которые до настоящего времени не утверждены. Это не дает Совету директоров утвердить план развития предприятия, что негативно отражается на его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности работы органов управления и внутреннего контроля.

Необходимо принять меры для утверждения правительством РК откорректированной стратегии развития АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» на 2011–2020 годы и приступить к разработке новой стратегии на последующий десятилетний период с учетом целей и задач, поставленных главой государства.

Имеющиеся ограничения по распространению космических снимков разрешением свыше двух метров и нерешенность проблемы по налоговому администрированию вопроса передачи имущества от АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» совместному казахстанско-французскому предприятию ТОО «Ғалам» в межправительственном соглашении с Французской Республикой от 6 октября 2009 года по распространению данных дистанционного зондирования Земли (далее – ДЗЗ) и строительству СбИК КА являются сдерживающими факторами развития космической системы ДЗЗ Республики Казахстан, выхода на зарубежные рынки ДЗЗ и полноценного создания и функционирования СбИК КА.

Необходимо активизировать работу с Министерством обороны Франции и внести соответствующие изменения в Межправсоглашение.

«В настоящее время главной проблемой в развитии космической отрасли, сдерживающей эффективное функционирование космических систем, является низкий уровень внедрения квазигосударственным сектором и субъектами предпринимательства космических технологий и результатов космической деятельности в отраслях экономики и оперативной хозяйственной деятельности. Основными причинами низкого уровня использования результатов космической деятельности является отсутствие правового механизма, регламентирующего применение и оборот результатов космической деятельности, получаемых с помощью национальных систем ДЗЗ и систем высокоточной спутниковой навигации», — пишут депутаты.

В этой связи космический мониторинг, проводимый в интересах центральных исполнительных органов, а также ведомств, действующих в интересах обеспечения обороны и безопасности Республики Казахстан, должен быть передан Национальному оператору космической системы ДЗЗ в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В соответствии с Межправительственным соглашением об условиях создания и использования космической системы ДЗЗ и СбИК КА от 6 октября 2009 года, имеются ограничения — статьей 4 Межправсоглашения предусмотрены обязательства казахстанской стороны не передавать КС ДЗЗ третьей стороне без предварительного письменного согласия французской стороны (под третьими лицами понимаются иностранные государства, международные организации, физические или юридические лица иностранных государств, не являющиеся участниками Межправсоглашения).

Принимая во внимание, что в Казахстане недостаточно инвесторов для приобретения актива стоимостью более 100 млрд тенге (стоимость СбИК и КС ДЗЗ), приватизация национальной космической компании будет осуществляться либо с участием иностранных инвесторов, либо непосредственно самими иностранными инвесторами. Однако до настоящего времени правительством РК не получено письменное согласие правительства Франции на переуступку КС ДЗЗ и СбИК третьим лицам (Министерством национальной экономики как инициатором включения АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» в перечень приватизируемых предприятий не приняты меры для получения соответствующего письменного согласия французской стороны). Таким образом, приватизация АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» приведет к нарушению международных обязательств со стороны Казахстана и возможному введению санкций со стороны США и Европейского союза.

Кроме того, приватизация АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» ограничит доступ министерств и ведомств к данным, получаемым с помощью систем ДЗЗ и СВСН, что негативно отразится на государственном регулировании отраслей экономики, уровне национальной безопасности и обороны, подготовленности сил гражданской защиты к ликвидации чрезвычайных ситуаций и предупреждении таких ситуаций, т.к. возникают риски при получении оперативных данных космического мониторинга основными потребителями, такими как МО РК, МВД РК, КНБ РК, внешняя разведка «Сырбар».

В этой связицелесообразно исключить АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» из перечня приватизируемых предприятий. Более того, данным предприятием эксплуатируется стратегический объект двойного назначения (КС ДЗЗ), который создан с помощью французской стороны в единственной стране, не являющейся членом НАТО, которой в виде исключения были переданы технологии двойного назначения, заключили депутаты.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×