Жовтис: Саентологию в Казахстане запрещать нельзя Эксклюзив
Известный правозащитник Евгений Жовтис против сокращения числа религиозных объединений
Человек должен сам выбирать во что и как ему верить, главное – обеспечить его необходимой информацией, уверен Жовтис. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту Total.kz.
Известный правозащитник Евгений Жовтис против сокращения числа религиозных объединений в Казахстане. Он оказывает поддержку некоторым организациям, которые действуют на территории республики. Привлекать к ответственности за те или иные преступления и нарушения надо конкретных лиц, а не целое объединение, считает господин Жовтис.
- Евгений Александрович, известно, что вы выступаете против закрытия религиозных организаций под видом необходимости перерегистрации в органах юстиции. Вы сами помогаете таким объединениям?
- В организациях есть свои адвокаты. Я тоже предпринимаю определенные шаги. Я направляю письма, пытаюсь разговаривать с международными организациями. Мы также можем помочь обратиться с индивидуальной жалобой. Есть надежда, что в каких-то случаях общины получат перерегистрацию. Когда это случится, я вам скажу. Государству выгоднее не создавать напряжение.
- Вы можете назвать религиозное течение или юридическое лицо, в защите интересов которых вы лично участвуете?
- По вопросу церкви саентологов я предпринимаю определенные усилия, собираю информацию, потому что есть целый ряд документов. Это очень непростой вопрос, так как церковь саентологии в некоторых странах даже не признается как религиозное объединение. В подавляющем большинстве из них оно признается как некое философское учение. Если у государства нет прямых доказательств мошеннических действий со стороны церкви саентологии, то привлекать к ответственности надо определенных лиц, а не всю организацию. Например, если какой-то сотрудник в банке совершил мошенничество, это же не говорит о том, что надо закрывать банк. Мы ловим самого мошенника. Так что преследовать надо человека, который нарушил закон и оставить в покое ассоциацию граждан, которые придерживаются этого учения.
- Требование по перерегистрации религиозных обществ, общин и т.д. существует лишь в нашей стране или это мировая практика?
- В Казахстане был принят новый закон о религиозных объединениях. По нему процедуры, которые обязывают регистрировать религиозные объединения, противоречат международным стандартам. В подавляющем большинстве стран ОБСЕ, кроме его части на постсоветском пространстве, нет обязательной регистрации. Свобода предусматривает свободу объединения с другими, и свободу верить, исповедовать свою религию, следовать ритуалам, обучать, воспитывать без всякого участия государства. У нас сделали так, что процедура регистрации стала обязательной как фильтр. За счет него и за счет более жестких требований по количеству участников введена религиозная цензура. Целый ряд религиозных общин, абсолютно мирных, оказываются в очень сложных условиях. И происходит их сокращение.
- Быть может, таким образом власть пытается справиться с проблемой терроризма…
- Государство должно бороться с экстремисткой и радикальной идеологией, с идеологией призыва к насилию, с той, которая действительно подрывает какие-то устои. Но действовать надо непосредственно по отношению к определенным группам.
Наша Конституция не предусматривает правильных или неправильных религий, традиционных и нетрадиционных. Она устанавливает равенство всех религий. Но у нас прямо или косвенно государство протежирует ислам и православную церковь. Религия становится частью государственного механизма. Проблемы возникали и у Свидетелей Иеговы, и у церкви саентологов, и у мусульманских общин, не входящих в Духовное управление мусульман Казахстана, протестантов и других. Те организации, которые будут судиться и пройдут всю процедуру, потом выйдут на международный Комитет по правам человека в ООН. И однозначно Казахстан проиграет в деле подобного рода. И зачем государству создавать себе такие проблемы, мне не совсем понятно.
- Слишком большой выбор не повлечет ли за собой какую-то дестабилизацию обстановки или усугубление уже имеющихся проблем в религиозной сфере?
- Человек вправе выбирать веру. Уже с 16 лет он отвечает за совершенные им преступления, например. Если он уже несет ответственность, ему надо оставить и право выбора. Не надо думать, что государство знает лучше. Другой вопрос, что его надо обеспечить максимальной информацией, чтобы он сумел сделать выбор осознанно.
Азамат Галеев