Свое мнение о смертной казни высказали известные казахстанцы
Последний смертный приговор в Казахстане был исполнен в 2003 году
Сегодня Всемирный день против смертной казни. Он был учрежден Всемирной коалицией по запрету смертной казни в 2003 году и в этом году проводится в одиннадцатый раз, сообщает Казинформ.
В этом году представительство «Penal reform International (Международная тюремная реформа) в Центральной Азии» решило спросить у известных людей в Казахстане, что они думают по поводу смертной казни и почему этот вид наказания должен быть отменен, сообщает пресс-служба PRI.
Айгуль Соловьева, депутат мажилиса РК:
- Мое отношение к смертной казни является отрицательным. В первую очередь считаю жизнь человека и срок ухода из нее Божьей прерогативой, во-вторых, не думаю, что здоровое общество должно уподобляться и пополнять ряды убийц от имени государства. В-третьих, считаю, что пожизненное заключение сравнимо с высшей мерой наказания, в-четвертых, смерть не позволяет встать преступнику на путь исправления, что предусмотрено казахстанским законодательством, в-пятых, нельзя сбрасывать со счетов и судебные ошибки.
Аружан Саин, директор благотворительного фонда:
- Мне очень сложно ответить на вопрос даже для себя. По этому поводу нет однозначного мнения. С одной стороны, смертную казнь можно смело отменить, если бы было справедливое правосудие и не возникало бы никаких сомнений. Хотя такого, к сожалению, нет ни в одной стране. Несомненно, существуют жестокие преступления, которые оправдать ничем нельзя. С другой стороны, как человек верующий я считаю, что это неправильно, когда человечество решает - лишать ли жизни человека. В заключение скажу, что я не стала бы брать на себя ответственность за принятие такого решения, так как оно является очень сложным.
Жамиля Серкебаева, заслуженный деятель Казахстана:
- Я как человек творческий склоняюсь к тому, что смертную казнь нужно отменить в Казахстане согласно человеческим канонам. Хотя есть также случаи, когда совершаются очень жестокие преступления, и такие преступники, которых даже людьми не назовешь, заслуживают высшей меры наказания. Однако есть такая фраза: «Не суди и да не судим будешь». По моему мнению, смертная казнь является очень жестоким наказанием.
Жемис Турмагамбетова, исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права»:
- Я являюсь убежденным сторонником отмены смертной казни. Думаю, не надо повторять прописные истины типа «око за око», судебные ошибки, которые «случаются» не только в вынесении приговоров, лишающих человека жизни. Ни одно государство не имеет права, независимо от политической конъюнктуры или «своеобразного» понимания восстановления справедливости, прописывать в законодательстве или применить на практике высшую меру наказания!
Роман Райфельд, колумнист журнала Esquire Kazakhstan:
- Как человека меня часто задевает то, насколько несуразны наказания, которые применяют одни люди к другим по сравнению с содеянным. Я понимаю тех, кто от боли и, опять же, несправедливости кричит во все горло: «Убить этих демонов мало!». Понимаю и то, что каждый живой осужденный – это бремя налогоплательщика, даже при тех «скромных» условиях, которые создаются им в Казахстане. Поэтому я не верю в смертную казнь как в высшую меру наказания. И то, что она кого-то пугает и перевоспитывает, для меня не факт. Плюс к сказанному выше, наверное, еще и потому, что не ты дал жизнь, не тебе ее и отнимать.
С 1990 по 2003 год, до введения моратория на смертную казнь, в Казахстане было исполнено 536 приговоров. Последний был приведен в исполнение в отношении 12 человек. При этом еще в 2005 году двух человек приговорили к высшей мере наказания, но наказание не было исполнено в связи с объявленным мораторием. Расстрел этим людям был заменен на пожизненное лишение свободы.
Смертная казнь согласно ст. 49 УК РК может устанавливаться лишь за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. До моратория смертная казнь исполнялась путем расстрела.