Резван: «Гелиос» экономит на транспорте Эксклюзив
Юрист утверждает, что опасный автотранспорт проходит в Казахстан свободно, без каких-либо испытаний
Правозащитник и эксперт Василий Резван уверен, что авария, в результате которой погиб водитель ТОО «Гелиос», произошла из-за банальной экономии средств. Резван грешит на покупку китайских автомашин. Они, кстати, сообщил он корреспонденту Total.kz, как и другой автотранспорт, проходят в Казахстан свободно, их даже не испытывают.
- Василий Александрович, что вы знаете о китайских машинах, подобно той, которая сгорела с водителем в Алматы 2 июля?
- Бензовоз FAW, который сгорел в Алматы, произведен на китайском заводе, который работает еще с советских времен. К сожалению, они стали увлекаться большой кубатурой перевозок грузов, различных жидкостей. Другие производители допускают лишь необходимое количество груза. У меня нет ни единого доказательства в пользу эксплуатации данных автомобилей на территории Европы, Белоруссии или России. Поэтому, когда компания «Гелиос» сообщает о том, что транспорт прошел все заключения в наших госорганах, я это считаю не корректным. У нас сертификаты выдают без исследований. То есть вы можете купить самолет, взять на него документы, что он соответствует всем казахстанским стандартам, и бумагу вам выдадут не глядя, главное заплатить.
- Понятно, что произведенный в Китае транспорт на порядок дешевле аналогичной продукции с Запада. Означает ли это, что ТОО «Гелиос» элементарно сэкономила на качественном автотранспорте?
- Действительно, «Гелиос» просто сэкономил на транспорте. И он уже многие годы некорректно поступает со своими потребителями, я писал об этом в антимонопольный комитет. Кроме того, прибыли этой компании позволяют приобретать качественные грузовики европейского производства. А они, получается, подвергают опасности граждан.
- Что именно опасного в китайских грузовиках?
- Большие сомнения вызывает тормозная система китайского транспорта. Кстати, на западе он не пользуется спросом. Мы все помним случай, когда под завязку груженный камнями китайский грузовик протаранил дом возле ресторана «Сабантуй».
- Какие испытания, по-вашему, должен проходить транспорт по прибытии в Казахстан?
- Все необходимые процедуры. И для этого надо организовать соответствующие полигоны. Сейчас их в стране нет.
- Кто и как может исправить ситуацию с технически опасным китайским транспортом?
- Необходимые полномочия есть у акима Алматы. И у меня есть еще одно предложение: все такие машины, которые работают на территории Алматы, должны быть оборудованы горным тормозом: здесь же сплошные подъемы и спуски. Надо также уменьшить тоннажность как минимум в два раза.
- Ясно, что приличная доля грузового транспорта в Казахстане представляет реальную угрозу для участников движения. И выходит, что вопрос не решается долгое время. Что же тогда можно сделать в этом случае?
- Сейчас надо приостановить эксплуатацию китайских машин, пригласить для обсуждения проблемы нужных специалистов, чтобы они дали свое профессиональное заключение.
- Благодарю за интервью.
Азамат Галеев