Топ-100 Древнейшее стадо динозавров найдено в Патагонии

Древнейшее стадо динозавров найдено в Патагонии

Фото: РТР

Это самое древнее свидетельство сложного социального поведения у динозавров.

Исследователи из Аргентины, США и Южной Африки нашли свидетельства, указывающие на существование стадности у завроподоморф — одной из групп динозавров — еще в начале юрского периода, около 193 миллионов лет назад, сообщает журнал Scientific Reports.

Начиная с 2013 года палеонтологи обнаружили в ходе раскопок формации Лагуна Колорада на юге Патагонии больше 100 яиц и около 80 скелетов молодых и взрослых мусзавров— травоядных завроподоморф, дальних предков таких завропод, как диплодок и аргентинозавр. Большинство из первых были сгруппированы по кладкам от восьми до 30 яиц. Рентгеновская визуализация на синхротроне ESRF в Гренобле показала, что все яйца содержали эмбрионы мусзавров. Более того, выяснилось, что все они сгруппированы в два-три ряда внутри специально вырытых «траншей», что говорит о наличии гнезда.

Палеонтологи проанализировали размер и возраст костных тканей скелетов мусзавров, чтобы определить их возраст. Кроме того, они проанализировали саму формацию: окаменелости находили в разных горизонтах на одном и том же месте. Это говорит о том, что мусзавры приходили в одну точку на протяжении многих сезонов во время спаривания. Выяснилось, что окаменелости сгруппированы по возрасту — в одном месте находили яйца и только что вылупившихся особей, скелеты молодняка — в другом. Исследователям удалось выделить скопление 11 особей возрастом менее года, что свидетельствует о существовании «школ». Скелеты взрослых особей — в одиночку или попарно — находили раздельно, но в пределах одной и той же области размером около квадратного километра. Все это заставило исследователей предположить, что мусзавры жили стадами, но старались группироваться по возрасту.

Чтобы определить возраст окаменелостей, исследователи проанализировали образцы вулканического пепла. В них были цирконы — минералы, по соотношению в них изотопов урана и свинца ученые смогли определить, что возраст окаменелых мусзавров составляет 193 миллиона лет назад. Скорее всего, стадо погибло во время паводка и затем было накрыто пеплом от извержения. Это самое древнее свидетельство сложного социального поведения у динозавров — на 40 миллионов лет древнее ранее обнаруженных.