Неэффективные чиновники, или На какие данные опирается Токаев в своем послании?
При этом ни цифр, ни фактов глава государства не приводит, и можно было бы пропустить этот момент, если бы вопрос локализации и казахстанского содержания не был таким скандальным.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в свежем послании упомянул, причем достаточно обтекаемо и буквально на ходу, тему автомобилестроения в контексте мер по раскрытию промышленного потенциала страны. И все бы ничего, прозвучали традиционные мантры о том, что сделано немало, продолжаем в том же темпе. Вот только на какие данные опираются эти тезисы Токаева? Редакция Total.kz, например, как ни старалась, не смогла получить от соответствующего государственного органа — Министерства промышленности и строительства РК — никаких данных по локализации в нашей стране автопрома. Впрочем обо всем по порядку.
Локализация Шредингера
«Достигнуты положительные результаты в автомобилестроении. Набранные темпы нужно сохранить, последовательно повышая уровень локализации. Оказываемая автопрому господдержка в конечном счете должна вернуться в виде полноценного автомобилестроительного кластера», — говорится в послании президента народу Казахстана.
При этом ни цифр, ни фактов глава государства не приводит, и можно было бы пропустить этот момент, если бы вопрос локализации и казахстанского содержания не был таким скандальным. Дело в том, что в конце мая 2024 года министр промышленности и строительства РК Канат Шарлапаев, выступая на брифинге и отвечая на вопрос корреспондента Total.kz, заявил, что «сейчас мы уже производим сиденья для автомобилей, диски для автомобилей, шины, на которых ездят автомобили, пластик, который используется в автомобилях, и сейчас реализуется проект по сборке и локализации мультимедийных систем».
Однако две недели спустя в социальных сетях был опубликован официальный ответ Минпрома, в котором ведомство подтвердило наличие завода по производству автомобильных дисков в городе Павлодаре мощностью один миллион дисков в год из первичного алюминия производства ERG. Но все остальные заявления министра были опровергнуты (то есть высокопоставленный чиновник распространил недостоверную информацию). В письме указывается, что запуск шинного завода в городе Сарани запланирован на июнь текущего года (без обозначения конкретных дат), технопарк с производством сидений, полиуретановых деталей и мультимедийных систем в Алматы готовится к запуску только в четвертом квартале года.
Возвращаясь к свежему посланию главы государства, мы отметили, что Токаев упомянул таки Сарань как пример эффективного решения проблемы моногородов. Как заявил президент, в рамках диверсификации экономики в Сарани запущено производство автомобильных шин и бытовой техники, что позволило исключить этот город из категории моногородов.
«Этот опыт надо применить и в других моногородах, чтобы вдохнуть в них новую жизнь. В целом важно активно развивать новые точки роста в регионах. Как вы знаете, в этом году специальным указом образован город Алатау, который должен стать местом опережающего развития, притягивающим инновации и таланты», — заявил президент.
Ответ мимо цели
Будем надеяться, что президенту предоставили все же точные данные по локализации. Дело в том, что в этом году, когда мы по итогам того брифинга с неточными заявлениями Шарлапаева решили детализировать тему локализации автомобилестроения, то направили в Министерство промышленности и строительства РК официальный запрос. В нем мы просили уточнить следующие моменты:
- Почему Министерство промышленности и строительства РК не предоставляет расширенные данные по доле локализации автотранспорта и сельскохозяйственной техники?
- Намерено ли Министерство промышленности и строительства РК предоставить расширенные данные по доле локализации автотранспорта и сельскохозяйственной техники?
- Если данные уже предоставлены, то укажите, когда и кому были переданы эти сведения.
- Будут ли опубликованы на официальном сайте Министерства промышленности и строительства РК расширенные данные по доле локализации автотранспорта и сельскохозяйственной техники? Если нет, укажите причины.
В ответе на наш запрос за подписью вице-министра Олжаса Сапарбекова указывалось, что информация по автотранспорту и сельскохозяйственной технике запрашивалась Союзом независимого автобизнеса Казахстана (это объединение юридических лиц) за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2021 года. Этому ОЮЛ якобы был предоставлен «мотивированный ответ по существу». Напомним, Верховный суд РК удовлетворил иск ОЮЛ и ИП «Союз независимого бизнеса Казахстана». Ответчик — Министерство промышленности и строительства РК — должен предоставить расширенные данные по доле локализации автотранспорта и сельскохозяйственной техники. 16 мая 2024 года Специализированный межрайонный административный суд Астаны отказал ведомству Шарлапаева в предоставлении отсрочки. 2 июля 2024 года судебная коллегия по административным делам суда города Астаны также отказала в отсрочке.
«Общедоступные данные о произведенных в Республике Казахстан автомобилях и сельскохозяйственной технике, разбитые по категориям, представлены Союзу, они также доступны на сайте Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Кроме того, сообщено, что Министерством промышленности и строительства РК ужесточены требования к производителям автомобилей, в частности, по увеличению доли производства методом CKD (Сomplete Knocked Down — «полноразборный»; называют метод мелокоузловой или отверточной сборки. — Прим. Total.kz). В 2023 году доля автомобилей, произведенных методом CKD, составила около 10%. Планируется ежегодное увеличение этой доли на 10%, и к 2027 году ожидается, что производство автомобилей методом мелкоузловой сборки достигнет 50%. В соответствии с подпунктом 7) статьи 14 закона «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» оформление, удостоверение, выдачу сертификата о происхождении товара и отмену его действия в порядке, установленном уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности, осуществляет Национальная палата предпринимателей «Атамекен». В этой связи для получения информации по сертификатам о происхождении товара формы CT-KZ необходимо обратиться в НПП «Атамекен» либо пройти по следующей ссылке. По остальной части запрашиваемой информации не представляется возможным предоставить сведения ввиду составления коммерческой тайны в соответствии с требованиями пунктов 8 и 9 статьи 28 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан», — говорится в документе.
Как видим, в министерстве нам сообщили совсем не то, чего мы добивались, и к ответу о том, сколько у нас локализовано производств автомобилей и сельскохозяйственной техники, так и не приблизились.
Министра в отставку
Не успел забыться конфуз с локализацией, как на министра Шарлапаева ополчились в еще одном ОЮЛ — на этот раз в Союзе строителей Казахстана. Его председатель Талгат Ергалиев, отвечая на вопросы редакции Total.kz, заявил, что Канат Шарлапаев не пользуется авторитетом у строителей и в отрасли, соответственно, не может руководить профильным ведомством.
По словам главы Союза строителей Казахстана, Канат Шарлапаев с момента назначения министром так не сумел выстроить коммуникационные линии с профильными общественными объединениями, не прислушивается к мнениям профессионалов касательно развития рынка, не делится своим видением о состоянии, планах и дальнейших перспективах отрасли.
«Это политическая должность. Необходимо находить со всеми общий язык, выслушать, обсудить и прийти к одному решению. Он не профессионал, не разбирается в вопросах строительства, не может адекватно воспринять текущую ситуацию. Все время на любые наши предложения нет ответа. Он, как министр, не пользуется авторитетом у строителей в отрасли, не может выстроить линии коммуникации. Спросите в регионах об этом министре, они подтвердят это. Мы не касаемся его морально-человеческих качеств, но как непрофессионал в строительстве, как не имеющий опыта в рынке и опыта хозяйственника, я считаю, что нынешний министр не может руководить министерством», — подчеркнул Талгат Ергалиев.
Редакция Total.kz вновь обратилась с запросом в пресс-службу Министерства промышленности. Мы попросили ответить на следующие вопросы:
- Члены Союза строителей Казахстана утверждают, что «руководство в лице министра Каната Шарлапаева не обладает системными знаниями и представлениями о строительной индустрии, тенденциях рынка и поэтому вся политика ведомства направлена на уничтожение отрасли». Согласны ли с таким заявлением?
- Строители жалуются, что «министр не ставит в известность и не представляет план развития отрасли общественному объединению». Действительно ли это так?
- Члены Союза строителей Казахстана утверждают, что «министр Канат Шарлапаев согласует планы и видение с министерства выборочно с несколькими участниками рынка, причиной такого дисконнекта они считают отсутствие у министра профильного образования и базовых навыков коммуникации». Действительно ли это так?
- С какими предложениями обращались в министерство или к вам лично члены Союза строителей Казахстана? С какими из них вы согласны и поддержали бы в дальнейшем?
У семи нянек
Как вы уже догадываетесь, ответа на эти вопросы мы не получили. Саму отписку из министерства мы приведем ниже, сейчас опишем мытарства, которые преодолел запрос редакции Total.kz прежде, чем попал кому-то на исполнение. Его несколько раз перенаправляли, в общей сложно он прошел через девять человек. В итоге был указан один исполнитель и пять соисполнителей. Отреагировала на запрос только один сотрудник — Асем Мусилова, руководитель управления развития строительной отрасли. Вот ее ответ и прислали.
Поскольку конкретного ответа на поставленные вопросы так и не прозвучало, редакция обратилась в департамент общественных коммуникаций Министерства промышленности и строительства РК. Оттуда нас направили к одному из якобы соисполнителей запроса — руководителю управления государственно-архитектурного контроля Сұлтанғали Жалқұл. Когда корреспонденту Total.kz удалось до него дозвониться, чиновник возмутился, заявив, что, мол, не видел это письмо и не имеет к нему никакого отношения. Тогда в пресс-службе Минпрома нам предложили обратиться к их коллегам в Комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Однако и там встретили полнейшее безразличие к вопросам, касающимся репутации их министра — Каната Шарлапаева.
Ну а в самом ответе, который получила редакция, по существу претензий профессионального сообщества к Канату Шарлапаеву не говорится ничего, типичная чиновничья отписка (с фразами пышными по виду, но пустыми по содержанию). Даже напомнили о предвыборной программе партии Amanat.
«Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан, рассмотрев указанное обращение, сообщает следующее. Главная задача экономики Казахстана заключается в обеспечении таких темпов долгосрочного, устойчивого роста, которые бы позволили сравнительно быстро догнать более развитые страны по уровню жизни населения. Для достижения этой цели потребуются важные структурные преобразования, в том числе создание условий для комфортной жизнедеятельности населения и самодостаточности экономики за счет формирования и координации вопросов в сферах индустриально-инновационного развития, транспорта, строительства, недропользования и других. Строительная отрасль является одной из активно развивающихся секторов экономики и оказывает значительное воздействие на социально-экономическое развитие страны. При этом развитие коммунального и жилищного секторов являются основными направлениями строительной отрасли, которые реализуется согласно Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, утвержденной постановление правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 265. Указанная концепция разработана с учетом Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, плана территориального развития Республики Казахстан до 2025 года, предвыборной программы президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан — для всех и для каждого. Сейчас и навсегда», предвыборной программы партии «Аманат» «Путь перемен: достойную жизнь каждому!». В целом министерством принимаются все меры, решение которых будет способствовать открытости, прозрачности и широкому вовлечению казахстанских предприятий, что в конечном итоге скажется на удовлетворенности населения и улучшению благополучия граждан», — говорится в письме, подписанном вице-министром Куандыком Кажкеновым.
Словом, мы бы не были так уверены, что Министерство промышленности оперирует точными данными. Обратим внимание, что первый вице-премьер Роман Скляр, озвучивая на заседании правительства по итогам свежего послания президента данные об уже утвержденном перечне из 17 прорывных проектов тоже упоминает бодрое развитие автопрома, но никаких статистических подробностей также не озвучивает. Он упоминает «динамично развивающееся автомобилестроение», утверждая, что «объем производства с прошлого года вырос на 30%». По его словам, «планируется ввод проекта мощностью 160 тысяч единиц в год», а до конца 2025 года «планируется реализация по производству автокомпонентов». Словом, опять обтекаемые факты, преимущественно сосредоточенные на обещаниях победить когда-то там, в будущем.
А владеет ли сам Роман Скляр, первый заместитель премьер-министра, курирующий данную отрасль, информацией, что на самом деле происходит в автопроме страны? Или не случайно, что профессионалы той сферы, которая подчинена Министерству промышленности и строительства, желают отставки не только «некомпетентного» Шарлапаева, но и непотопляемого Скляра?