Почти 200 препаратов исчезнет с полок аптек в России
В списке от жизненно важных до АЦЦ и «Лазолвана». Некоторым из них в России нет аналогов.
Министерство здравоохранения РФ направило подведомственным ему медицинским учреждениям список из 196 зарубежных лекарств, которые перестанут производиться в России или импортироваться. Об этом пишет издание «Холод», сообщает Total.kz.
Ряд препаратов, указанных в списке, уже давно потеряли регистрационное удостоверение и ушли с рынка либо имеют российские аналоги. Однако наибольшую тревогу вызывает потенциальное исчезновение антибиотиков. Так, в списке Минздрава оказались 14 антибиотиков, антибактериальных и противовирусных препаратов: «Инванз» (Эртапенем), «Кубицин» (Даптомицин), «Сивекстро» и др.
«Некоторые препараты не имеют альтернативы, потому что они недавно на рынке, и производители ни с кем своими разработками делиться не собираются: им нужно сначала отбить деньги за дорогостоящие исследования. Особенно дорого стоит исследовать именно антибиотики», — говорит врач-терапевт, специалист по клинической фармакологии Юрий Мещеряков.
Среди 196 препаратов также оказалось много лекарств, использующихся для лечения онкологических заболеваний. Большинство из них производятся израильской компанией Teva. Несколько врачей, с которыми поговорил «Холод», обеспокоены пропажей этих препаратов, так как российские дженерики, то есть аналоги, по их мнению, уступают по качеству и имеют много побочных эффектов, а препараты Teva активно используются в больницах, где лечат пациентов с онкологией.
В список также попали «Зептол» (противоэпилептическое лекарственное средство), «Леводоп» (противопаркинсоническое средство), стероид «Медрол» (применяют в случае возникновения тяжелых аллергических реакций), «Пульмозим» (от муковисцидоза), препараты, использующиеся для комбинированной терапии ВИЧ-инфекции.
«Ситуация просто ужасающая и будет становиться только хуже. Главная проблема эпидемии ВИЧ — это текущий режим. В нашей стране не существует профилактики ВИЧ. Более того, Россия официально не признает один из самых эффективных методов — доконтактную профилактику. А как у нас возможна профилактика ВИЧ, если ключевые группы, работа с которыми должна проводиться, у нас криминализированы? Ни одно НКО не может открыто получать финансирование на профилактику», — рассказывает врач-инфекционист и координатор здоровья ЛГБТ-сообщества в Евразийской коалиции по здоровью, правам, гендерному и сексуальному многообразию Николай Лунченков.
Исчезнет и множество лекарств, связанных с лечением болезни Альцгеймера, деменции, например, «Нооджерон-Тева» (его сертификат уже отозван). Не будет и французского препарата от шизофрении «Солиан» — для него нет никаких полных аналогов в России.
В список также попали не только препараты, названия которых знакомы каждому россиянину (от кашля и мокроты АЦЦ, детское жаропонижающее «Панадол», обезболивающее «Но-шпа», ингалятор для астматиков «Сальбутамол», таблетки и пастилки от боли в горле «Лазолван», но и вакцины: «Инфанрикс» (для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша), «Варивакс» (для профилактики ветряной оспы), М-М-Р II (против кори, паротита и краснухи), «РотаТек» (для профилактики ротавирусной инфекции).
Специалисты отмечают, что отсутствие стольких важных препаратов чревато нелегальным ввозом лекарств из-за границы и появлением большого количества контрафакта на рынке. Некоторые из этих препаратов, особенно вакцины, невозможно перевести просто «в кармане» — для их транспортировки нужно создать специальные условия, иначе они становятся опасными для применения.