Не третий сорт: чего «КазАК» добивается от Meta?
Что стоит за исчезновением музыки казахстанских исполнителей с популярных социальных сетей.
Этот вопрос уже который день волнует казахстанцев, и сегодня, 29 ноября, на брифинге в Алматы на него был получен обстоятельный ответ, передает корреспондент Total.kz.
На кону культурное наследие Казахстана — такое, весьма неожиданное, судя по реакции собравшихся, заявление прозвучало на пресс-конференции в Алматы, организованной Казахстанским авторским обществом (РОО «КазАК»).
Брифинг был созван на фоне информационного скандала, связанного с тем, что компания Meta заблокировала в принадлежащих ей социальных сетях Facebook и Instagram музыкальные композиции казахстанских правообладателей. Поскольку в своем ответе на многочисленные претензии от казахстанских правообладателей корпорация Meta весьма витиевато и не указывая прямо возложила всю ответственность на РОО «КазАК», представители авторского общества поспешили объясниться с общественностью.
«РОО «КазАК» выражает свое глубокое разочарование в связи с решением Meta закрыть казахстанский музыкальный контент. Этот шаг воспринимается как крайне негативное отношение к национальной культуре нашей страны. Закрытие казахстанского контента означает существенную неспособность Meta ценить и поддерживать культурное разнообразие на своих сервисах», — заявила генеральный директор Казахстанского авторского общества Айнура Есендикова.
Ранее в самой корпорации Meta в ответ на запрос одного из казахстанских исполнителей ответили о блокировке обтекаемо: дескать, не продлили соглашение с «КазАК» и потому закрыли доступ ко всем композициям, что находились в каталоге Казахстанского авторского общества.
Айнура Есендикова в ответ на вопрос, насколько соответствует заявление Meta действительности, подчеркнула, что переговоры ведутся. А суть этих переговоров постарался донести до аудитории ее заместитель Ануар Ерсултан.
Он напомнил, что «КазАК» участвует как наблюдатель во Всемирной организации интеллектуальной собственности — WIPO. Благодаря этому у любого казахстанского правообладателя, который обратится в «КазАК», есть возможность узнать, где и как часто воспроизводили его композиции.
Еще одна серьезная структура, в которой Казахстан представлен нашим обществом «КазАК», — Международная конфедерация обществ авторов и композиторов CISAC (СИЗАК).
Международный опыт показывает, что наша, отечественная, самобытная музыкальная культура должна оплачиваться не по принципу «третий сорт — не брак», уверена Айнура Есендикова.
Генеральный директор РОО «КазАК», которую поддерживает председатель Казахстанского авторского общества Байгали Есеналиев и многочисленные участники общества, не намерена уступать в противостоянии за отечественное наследие. Тем более что, по ее словам, опыт участия во многих международных профильных мероприятиях показывает всей команде «КазАК», насколько востребована культура Мade in Kazakhstan.
Однако предприниматели с другого континента считают, что за контент наших творцов можно платить по остаточному принципу. И этот стереотип надо менять.
На брифинге неоднократно прозвучали вопросы, почему исчез контент тех казахстанских авторов, которые не заключали договоры с РОО «КазАК». Представители Казахстанского авторского общества заявили, что на их интернет-ресурсе можно ознакомиться с полным списком контрагентов — возможно, кто-то из 412 (они подсчитали!) пожаловавшихся найдет своего директора или менеджера в списках.
Остальным предложили обратиться непосредственно в «КазАК» насчет выплат — никто же не будет слать деньги «на деревню к дедушке», а выяснять личные данные граждан общественное некоммерческое и тем более негосударственное объединение не обязано.
Что же насчет исчезновения всего казахстанского музыкального контента из соцсетей Meta, а также какого-то зарубежного для наших пользователей — возможно, корпорация Марка Цукерберга таким образом давит на казахстанцев? И, возможно, нам всем стоит надавить в ответ?