Ряд нарушений в реализации инвестпроектов выявил Счетный комитет

Отдельные проекты, несмотря на первоначальную перспективность и рентабельность, а также оказанные меры господдержки, оказались убыточными и были закрыты.
В Счетном комитете подвели итоги оценки эффективности реализации проектов, включенных в республиканскую и региональные карты индустриализации, передает корреспондент Total.kz.
По данным Счетного комитета, за 2014—2021 годы в рамках Карт введено в эксплуатацию 1037 проектов на общую сумму 7,7 миллиардов тенге, создано 128 279 рабочих мест.
Однако, как показали результаты аудита, уполномоченными органами, ответственными за координацию инвестиционных проектов в лице МИИР РК и Министерством национальной экономики не в полной мере обеспечивается координация реализации инвестиционных проектов Карт, о чем свидетельствуют расхождения отчетной информации с фактическими данными.
«Закрепленная за комитетом индустриального развития МИИР РК задача по координации реализации проектов, включенных в Карты, выполнялась без определения четких критериев и алгоритма мониторинга. Отсутствие методологической основы для проведения мониторинга, а также недостаточная и бессистемная работа по координации реализации проектов, включенных в Карты, не позволила своевременно выявлять проблемные вопросы, определять пути их решения, а также вырабатывать рекомендации по совершенствованию индустриально-инновационной политики, как в Комитете, так и на уровне регионов», — говорится в опубликованной информации.
Предусмотренное ранее в ГПФИИР внедрение информационно-аналитической системы для мониторинга проектов Карты индустриализации также не было осуществлено. В результате чего, за 2014—2021 годы мониторинг проектов велся без использования возможностей цифрового обеспечения данного мониторинга.
Производственные показатели ряда предприятий, входящих в региональные карты, ежегодно снижаются в связи с низкой загруженностью и отсутствием спроса на выпускаемую продукцию. Данный факт свидетельствует о некачественной проработке проектов на стадии их планирования и низкой эффективности мер государственной поддержки.
При этом, отдельные проекты, несмотря на первоначальную перспективность и рентабельность, а также оказанные меры господдержки, оказались убыточными и были закрыты — в Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях.
«В управлениях предпринимательства регионов отсутствует системная информация по оказанным мерам государственной поддержки, что говорит о неполном выполнении возложенных на них задач по развитию и поддержке частного предпринимательства в регионах, в том числе, по проектам, включенным в Региональные карты поддержки предпринимательства. Оказание мер господдержки не систематизировано. Отсутствует единый механизм учета, а также координация взаимодействия с региональными филиалами АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», — отмечают в Счетном комитете.
По итогам аудита Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации правительству по совершенствованию законодательства, МИИР РК, акиматам, а также заинтересованным государственным органам и организациям поручено принять меры по рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства, установленных в ходе государственного аудита.
«В орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, направлен материал по 3 фактам нарушений. В настоящий момент привлечено к административной ответственности должностное лицо предприятия, допустившее нарушения законодательства о бухгалтерском учтете и финансовой отчетности», — добавили в Счетном комитете.