Топ-100 Станет ли Хоргос альтернативой для транзитных маршрутов мира?
  • 18 мая, 16:54
  • Астана
  • Weather icon +24
  • 443,44
  • 480,51
  • 4,88

Станет ли Хоргос альтернативой для транзитных маршрутов мира?

Фото: ИА Total.kz

Руководство специальной экономической зоны «Хоргос - Восточные ворота» и управляющей компании АО «НК «Қазақстан темір жолы» после критики депутатов мажилиса парламента, посетивших в очередной раз СЭЗ, организовали встречу казахстанских журналистов с руководством приграничного логистического комплекса. Цель – показать, что КТЖ и ее дочерние компании работают по плану и практически приступили к работе по обеспечению транспортного хаба. Что же касается освоения прочих приграничных объектов, то задача по обеспечению их инфраструктурой выполнена, и дело за инвесторами.

Портовое предсердие – станция Алтынколь

Станция Алтынколь, построенная совсем недавно, находится почти на границе с Китаем. Сюда приходят поезда для перегрузки с широкой казахстанской колеи (1520 мм) на узкую китайскую (1435 мм) и наоборот.

По словам главного инженера станции «Алтынколь» Жандоса Унтакбаева, технологическое время переработки контейнерного поезда от прибытия до отправления составляет 3 часа 55 минут. Это хороший показатель. Раньше поезда стояли сутками. Затем было достигнуто время в 8,6 и 4,5 часа.

За почти четыре часа поезд, прибывший из Китая, досматривают, он проходит радиационный, фитосанитарный, карантинный контроль и прочие процедуры. И самое главное – перегрузку на казахстанские платформы с широкой колеи (процедура занимает до 55 минут): вокзал оборудован кранами для перегрузки. В основном же переработка и хранение грузов осуществляются на территории Сухого порта на территории СЭЗ. Суточная перерабатываемая способность станции – до тысячи вагонов.

Далее поезд осматривается и готовится к отправлению. Вся операция по оформлению таможенной декларации производится в административном здании станции Алтынколь КТЖ.

Отметим, что казахстанские железнодорожники получают информацию от китайских служб о движении поездов с той стороны за два часа до прибытия, что позволяет ускорить оформление перевозочных документов. По истечении осмотра и оформления вагонов поезда отправляются по следующим направлениям: в Среднюю Азию, Европу, через станцию Болашак в Туркменистан и через Бандар-Аббас (Иран) в страны Персидского залива.

Четвертый маршрут – Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) между Актау и портом Алят (Азербайджан) протяженностью 570 километров. Поезд прибывает в порт Актау и заезжает на паром, оборудованный специальными рельсами. Из Алята он направляется в Поти (Грузия) и далее в Стамбул (Турция). На сегодня со станции Алтынколь по этому маршруту отправлено три поезда на Стамбул, время пути – 13-15 суток. На Европу – 140 (не более 15 суток), а в Среднюю Азию – около 70 поездов.

К слову, станция Алтынколь пока не вступила в активную фазу, ее максимальная пропускная способность – двенадцать поездов с полной обработкой. Поэтому, по словам Жандоса Унтакбаева, в поезда из КНР первую очередь направляются на станцию Достык. Таким образом, сейчас в сутки Алтынколь принимает три поезда, а Достык – семь.

Более того, амбиции казахстанской стороны – переориентировать долю грузов, отправляемых через мировой океан, на железную дорогу. Предполагается, что именно Алтынколь будет принимать их.

«Все, что необходимо для существования станции, у нас имеется: своя канализационная система, свои скважины, свое отопление. Железную дорогу обеспечивают таким образом, чтобы мы не были обузой для района и области. В поселке Нуркент (2100 человек) также собственная котельная, водоснабжение, канализация и прочая инфраструктура. Там есть школа на 600 мест, детский сад на 245 детей и амбулатория на сто человек. Для работников СЭЗ и сухого порта строят 198 квартир (1, 2, 3-комнатные). Рождаемость в год – 70-80 детей. Это хороший уровень», – уверен главный инженер станции.

Кстати, население приграничного Панфиловского района Алматинской области составляет 120 646 человек, средняя заработная плата – 73 585 тенге. Так что любая активность здесь увеличит как доходы населения, так и само население.

Портовые амбиции

«Цель нашего проекта – обеспечить 283 миллиона жителей СНГ и в дальнейшем, поскольку мы находимся в десяти днях пути от Европы, обеспечить поставки туда (827,3 миллиона человек). И давайте не будем забывать, что рядом с нами Китай с полутора миллиардами жителей. На этот рынок также надо ориентироваться. С нашим проектом «Хоргос», который предоставит новые возможности использования маршрутов передвижения, именно железная дорога станет третьей альтернативой. Это очень важно, потому что железнодорожные перевозки дешевле воздушных и быстрее морских. Хоргос, конечно же, изменит цепочки мировых поставок, – считает исполнительный директор по операционной деятельности СЭЗ Хишам Белмааши. – Традиционные маршруты, используемые многими компаниями в мире, выглядят не самыми логичными. Сегодня, если европейская компания хочет получить товары из Китая, она использует морские пути в качестве основного маршрута. Это самый лучший и недорогой способ транспортировки больших грузов. Второй вариант доставки – по воздуху. Сейчас самый логичный путь – это поставки через восток Китая в Казахстан. Именно благодаря этому проекту мы можем стать крупным хабом для Центральной Азии. И многие компании смотрят на Хоргос как на альтернативу существующим маршрутам».

Преимущества, по его словам, следующие. Путь от самой восточной точки Китая до Хоргоса по железной дороге занимает всего пять дней. От Хоргоса до основных портов Европы – 8-10 дней. После запуска новой магистрали дорога до алматинского аэропорта займет всего три часа. Также эта новая точка на границе расположена недалеко от новой магистрали «Западный Китай – Западная Европа» (четырехполосная трасса протяженностью в 8445 км – прим. ИА Total.kz). Это меньше двух километров от СЭЗ.

Фактически, по словам господина Белмааши, главная особенность Khorgos gateway («Сухого порта») – специально оборудованные здесь контейнерные площадки, чего не было ранее. Ведь грузы из Китая и транзитные и ранее перегружались с узкой колеи на широкую. Проще говоря, процесс цивилизовали. В «сухом порту» есть контейнерная площадка на 18 тыс. контейнеров, контейнерный терминал на шесть погрузочно-разрузочных мест одновременно, терминал для груза с температурными требованиями со 180 точками подачи электропитания, два склада площадью 5 тыс. кв. метров каждый, в том числе камеры с функцией климат-контроля 700 кв. метров каждая и многое другое. Судя по всему, многие стандарты взяты из опыта порта Джафзы (Джебель-Али) в Эмиратах, оператором которого является компания Dubai Port World. Она же и консультант проекта СЭЗ, нанятый КТЖ. 

Генеральный директор компании «Khorgos Gateway» Карл Гейсен более пятнадцати лет проработал старшим менеджером в сфере управления контейнерными терминалами, управления портов и логистических проектов.

«Прежде всего, хочу отметить, что этот терминал уже работает больше года, – говорит господин Гейсен. – Проект «Сухого порта» уже завершился. Каждый день мы перерабатываем поезда – от одного до трех или даже больше. С тех пор как мы начали свои первые операции, переработано более 70 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, равен размерам контейнера длиной 20 футов (6,1 м) – прим. ИА Total.kz). Позже здесь можно будет обрабатывать 540 тысяч ДФЭ. Это сделает Казахстан сердцем логистической карты мира. В среднем мы обрабатываем 3-6 поездов в день, перерабатываем 150-350 контейнеров ежедневно. Показатели растут, потому что начинаем набирать обороты. Мы уже год производим операции и за это время обработали 73 тысячи ДФЭ. К 2020 году будет возможность перерабатывать 540 тысяч контейнеров. Это казахстанский проект, который эксплуатируется Казахстаном и осуществляется для Казахстана. 99% людей, работающих для этого проекта – казахстанцы. Когда мы начали свою кампанию, был заключен меморандум с акиматом района о том, что 80% рабочих мест в нашей компании займут местные жители из Панфиловского района. И мы выполнили свои обязательства».

СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»

Что такое СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»? Это 600 га готовой инфраструктуры, разделенной на три зоны. Первая зона – это Khorgos gateway («Сухой порт»), где производится перегрузка товаров.

Вторая часть проекта – это логистическая зона. Идея состоит в том, чтобы не только предоставлять услуги по перегрузке товара, но также и организовать так называемую добавленную стоимость.

Третья часть – это индустриальная зона: место, где происходит переработка, производство и сборка товаров, а затем их отправка в другие регионы мира.

Все операции, производимые в границах этой территории, освобождаются от налоговых и таможенных пошлин.

Каковы преимущества СЭЗ? Первое – месторасположение. Второе – мультимодальность, то есть предоставляют возможности железной дороги, авиасообщений и магистралей. Готовая инфраструктура для этого готова: вода, дороги, электроснабжение. Третье – эффективность: у проекта есть амбиции стать глобальным хабом, международные стандарты для его управленцев очень важны.

Также предполагается введение принципа «единого окна», чтобы партнеры фокусировались на бизнесе, а не на решении административных вопросов. Также надо говорить о возможностях, предлагаемых СЭЗ участникам: это освобождение от налогов, таможенных пошлин, а также упрощенная процедура найма иностранных рабочих. Регистрация состоит из пяти шагов и занимает около месяца.

Торговый центр с претензией на СЭЗ

Второй крупный проект в Хоргосе и пожалуй самый известный проект на приграничной территории – это АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».

По словам недавно назначенного президента МЦПС Кахармана Джазина, несмотря на то что активность с китайской стороны гораздо выше, чем с казахстанской, государство и управляющая компания выполняют свои обязательства. Далее – дело за инвестором. Сейчас ведется активная работа по созданию необходимых условий для привлечения инвесторов, помимо созданной инфраструктуры. Ключевая задача руководства компании – найти способы улучшения ситуации.

«Сейчас идет работа по приданию МЦПС статуса торговой СЭЗ. Я думаю, в феврале-марте эта работа будет закончена. И тогда режим для инвесторов станет более легким и повысится привлекательность МЦПС. В настоящее время инвесторы пришли на свой страх и риск. Да, это в любом случае выгодно – помещения не будут пустовать. Мы проводим активную работу с предпринимателями через палату «Атамекен», а также в России и Беларуси. Как только будет получен статус СЭЗ, можно будет выходить на европейские компании. Основная задача МЦПС – это не только покупка недорогих китайских товаров, но и возможность для нашего бизнеса торговать в розницу на гигантском китайском рынке», – говорит Джазин.

Большая масса проектов в МЦПС – это огромные торговые комплексы, гостиницы и развлекательные помещения. Общий объем инвестиций – больше 150 млн долларов. А буквально на днях к руководству МЦПС пришли инвесторы с предложением построить Диснейленд. Естественно, аудитория проекта – Алматы. Но ведь и до французского Диснейленда из Парижа люди едут четыре часа. Поскольку и на той стороне, в Урумчи, нет таких развлекательных центров, есть предположение, что и соседи тоже будут посещать наш Диснейленд.

ИА Total.kz 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×