Оперативно сработано: как Алихан Смаилов решил проблему на границе с Китаем
После брифинга отчаявшихся бизнесменов первый вице-премьер РК позвонил заместителю председателя Госсовета КНР.
Нерешаемые уже полгода проблемы с логистикой на казахстанско-китайской границе на минувшей неделе вылились в публичное пространство нашей республики. Буквально через несколько часов в правительстве Казахстана отрапортовали об урегулировании проблемных вопросов с Китаем, передает корреспондент Total.kz.
Китайская «блокада»
21 октября представители производителей, импортеров и логистов (всего больше двадцати профессиональных объединений и отдельных компаний) устроили брифинг, где высказались о наличии проблемы, с которой никто не может справиться. Они заявили, что предприниматели полгода говорят о грядущих миллиардных потерях из-за простоев грузов и подчеркнули, что финансовые потери бизнеса сегодня — это потери бюджета завтра.
Суть проблемы в том, что Китай приостановил перевозку и значительно снизил скорость прохождения грузов, следующих в Казахстан или из него, отдавая приоритет транзитным грузам в Евросоюз.
В результате этого произошел рост стоимости всей логистики, существенно увеличились сроки доставки грузов, а бизнесмены подсчитывают текущие убытки и думают о заморозке средств. Для выполнения обязательств они вынуждены покупать товары значительно дороже в других странах, имея уже оплаченные — но на территории КНР.
Так, например, производители и переработчики свежего яблока (соки, пюре, уксус) столкнулись с проблемой выполнения обязательств по экспортному контракту.
«С 21 июля 2021 года, с момента подписания договора, компания занимается поиском решения по отправке. За это время логистические компании со ссылкой на оператора увеличили тариф в 3,5 раза. Таким образом, даже с учетом программы субсидирования затрат на логистику для экспортеров, производители не попадают в рынок. Теряются рынки сбыта и объемы производства!» — заявила Алия Мамытбаева, президент казахстанской Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков.
Многие производители испытывают затруднения в поставке сырья и планируют остановить производство и распустить сотрудников.
«В случае продолжения этой «блокады» мы будем вынуждены уже в ноябре распускать людей в отпуска без содержания из-за отсутствия сырья на складе», — отметил Самат Исабаев, производитель медицинской техники.
Бизнесмены, по их словам, вынуждены принимать навязанные им правила игры и нести дополнительные расходы.
«Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров закладывают дополнительные расходы на хранение и аренду контейнеров в итоговые ставки за транспортировку, что существенно удорожает логистику, либо мы вынуждены отправлять грузы из КНР в Казахстан через Владивосток, Ригу, Клайпеду, Санкт-Петербург, Новороссийск и Стамбул», — пояснила предприниматель Оксана Сорокина.
Участники брифинга обратились к Мухтару Тлеуберди, министру иностранных дел Казахстана, и Бейбуту Атамкулову, главе МИИР, с перечнем требований к китайской стороне, в случае невыполнения которых предложили закрыть транзит грузов из КНР в ЕС по нашей территории.
Стремительный ответ
Предпринимателям ответили в пресс-службе правительства вечером того же дня, когда состоялся брифинг, то есть 21 октября. Весьма оперативно.
Пресс-служба сообщила, что первый заместитель премьер-министра Казахстана Алихан Смаилов и заместитель премьера Госсовета Китая Хань Чжэн в телефонном разговоре обсудили ситуацию с грузоперевозками между Казахстаном и Китаем.
В правительстве РК уточнили, что прием поездов из Казахстана на пограничном переходе Достык – Алашанькоу снизился с 16 до пяти-шести составов в сутки. На границе уже скопилось порядка семи тысяч вагонов.
В разговоре с Хан Чжэнем Алихан Смаилов указал, что все погруженные вагоны согласованы к приему китайской стороной. Он также напомнил, что в рамках международных договоров в области железнодорожного транспорта (СМГС) сторона, согласовавшая план перевозок, обязана пропустить груз на свою территорию.
Стороны договорились в ближайшее время совместными усилиями, при соблюдении санитарно-противоэпидемиологических требований, принять все возможные меры для урегулирования данного вопроса. Также китайская сторона выказала готовность увеличить пропуск грузов автомобильным транспортом, в том числе через возобновление движения в пункте пропуска «Калжат».