Топ-100 Митрополит Николай: обретение мощей алматинского святого
  • 27 апреля, 06:58
  • Астана
  • Weather icon -2
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

Митрополит Николай: обретение мощей алматинского святого

Фото: Total.kz

8 сентября в истории: Куликовская битва, Давид и Микеланджело, изобретен скотч.

Каждый день в истории отмечен важными событиями в области политики, науки, географических открытий, словом, всего, что двигало вперед человечество. Инвентаризацию исторического багажа провел корреспондент Total.kz.

«Битва Шредингера»: то ли было, то ли не было

8 сентября 1380 года, если верить летописям, изложенным в более поздних списках, случился разгром русскими войсками под предводительством князя Московского Дмитрия Донского монголо-татарских полчищ, возглавляемых Мамаем. То есть произошла знаменитая битва на Куликовском поле – предмет специальной олимпиады между сторонниками официальной исторической версии о том, что Русь-матушка превозмогла клятых «исмаилтян», и конспирологами, утверждающими сразу две взаимоисключающие точки зрения (предмет раскола в стане теоретиков заговора).

Первая точка зрения гласит, что никакой битвы не было, а Димон Донской с Мамаюшкой были лепшими корефанами по разделу наследства Орды. Вторая точка зрения: дрались Мамай с Донским, а стравил их Тохтамыш. Это потом летописная пропаганда и примкнувший к ней спустя века Карамзин всё перевернули в свою пользу, как бы «опустив» роль и значение ордынского гроссмейстера в битве бульдога с носорогом.

В одном теоретики сходятся – это все придумал Троцкий в восемнадцатом году… То есть русский император Николай I, при котором, собственно, Куликовскую битву вытащили из запасников, отряхнули от пыли и назначили еще одним символом государственности. Подсуетился помещик Степан Нечаев и подсунул государю «то самое» Куликовское поле, на котором водрузили чугунный столп, увенчанный позолоченной луковкой и крестом.

Сторонники официальной версии битвы, самые радикальные из которых участвуют в ежегодной реконструкции битвы, имеют ответы на все нестыковки.

– Где доспехи и оружие павших воинов?

– Да вы что, это целое состояние, всё тут же сняли и увезли, максимум два-три негодных панциря бросили.

- Где останки павших тысяч воинов?

- Всех увезли и похоронили как подобает.

- Где наконечники стрел? Их всего-то пару десятков нашли при помощи миноискателей…

- Каждый наконечник был меченым, именным, воины потом на карачках еще три дня все стрелы искали и все нашли…

С другой стороны, эти же люди разрешают лупить щитом в лицо, прикрытое забралом, и реально ищут свои меченые стрелы после «битвы». Но даже они соглашаются с теоретиками заговора в одном: весь ход битвы на Куликовском поле известен лишь по литературным источникам более поздних времен, причем чем современнее – тем больше там Пересветов с Челубеями появляется.

Как делали статую Давида

8 сентября 1504 года Микеланджело закончил «Давида». Важное примечание: далее речь пойдет не о комиксах про Черепашек-ниндзя.

«Давид» – скульптура, которую переживший тринадцать Римских пап Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, создавал два года.

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло (опять же, скульптор, а не ниндзя в черепашьем панцире), а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошел от работы над этим проектом, едва принявшись за обтесывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к борьбе за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил ее религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

С тех пор как «Давид» радует своей обнаженной фигурой искусствоведов, юных девиц и разного рода сомнительных личностей, ученые изучили скульптуру вдоль и поперек. И каждый обнаружил нечто близкое ему: так, спецы по анатомии обращают внимание на отсутствие мышцы между правой лопаткой и позвоночником (Микеланджело пошел на это ради сохранения пропорций). А вот ребята из Иерусалима заметили у иудейского царя наличие крайней плоти и даже отказались принимать слепок статуи – дескать, на кой нам мраморная обнаженка какого-то необрезанного итальянца.

Лейкопластырь vs скотч

8 сентября 1930 года произошло знаменательное изобретение, имеющее существенное значение для современного казахстанского техобслуживания автомобилей, незначительно пострадавших в ДТП или влетевших в многочисленные ямы или выбоины на отечественных дорогах. Американец по имени Ричард Герли Дрю изобрел клейкую ленту – скотч.

Шотландия к названию скотча (который лента, а не выпивка) никогда отношения не имела. Первый тип, создавший нечто ленточное и клеящееся, жил в Германии. Пауль Карл Байерсдоф в 1882 году создал из газовой ткани и гуттаперчи изделие, которое в 1901 году усовершенствовал  аптекарь Оскар Тропловиц, работавший в то время на фирме Байерсдорф АГ. Он назвал это нечто лейкопласт. Предназначалась оно для защиты повреждений кожи.

Из-за того что клей лейкопласта наносили только на края ленты (чтобы не вызывать раздражения на поврежденном участке кожи), американцы прозвали ее «скотчем» из-за распространенных легенд о шотландской скупости.

Ричард Дрю работал лабораторным техником в компании Minnesota Mining and Manufacturing (ныне «3M»), которая занималась производством наждачной бумаги. Но наждачка – это было скучно, он начал наблюдать за покраской автомобилей и обратил внимание на то, что разделительные линии при использовании нескольких цветов наносятся неровно. Не став списывать этот брак на криворукость мастеров, Дрю предложил им использовать клейкую ленту – тот самый лейкопласт. Но из-за того что клей был на только на краях ленты, линии получались еще хуже.

И в 1929 году Дрю, заказав 90 метров целлофана, начал разрабатывать способ равномерного нанесения клея на ленту. 8 сентября 1930 года опытный образец ленты был отправлен на тестирование клиенту в Чикаго. Так появился известный нам скотч, а лейкопластырь окончательно отдали в медицину.

Житие Алма-Атинского святого

8 сентября – день обретения мощей священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского, в 2000 году причисленного к лику святых Русской православной церкви.

Николай родился 9 апреля 1877 года в семье псаломщика в день Пасхи в селе Комиссаровка Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. Учился в Екатеринославском духовном училище (1887–1893) и Екатеринославской духовной семинарии (1893–1898). Далее – рост по линии церковной иерархии.

В 1924 году во время приезда в Москву был арестован вместе с группой епископов, две недели находился в Бутырской тюрьме. Снова был арестован 8 мая 1925 года и около двух лет находился в заключении.

27 июля 1932 года был вновь арестован и отправлен в Воронеж, где Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года был приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы (сравнительно мягкое наказание объяснялось тем, что в годы гражданской войны он спас от гибели одного комиссара, а также предотвратил еврейский погром в Чернигове).

Прошел лагеря Мордовии, Чувашии, Сарова. В 1937 году был освобожден, находясь на покое, жил в Егорьевске Московской области, затем в Киржаче Ивановской области.

В 1941 году был возведен в сан архиепископа, а 27 июня того же года арестован, находился в тюрьме в Саратове, затем был выслан на пять лет в Казахстан: сначала в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области. В ссылке бедствовал, был тяжело болен. Его спас один незнакомый ему татарин, который отвез архиепископа в больницу.

Когда владыка, выздоровев, встретился со своим спасителем, тот рассказал ему такую историю: «Когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти».

В октябре 1943 года патриарх Сергий представил властям список из 26 священнослужителей, которых он просил амнистировать. Все упомянутые в этом списке к тому времени уже были расстреляны или умерли в лагерях, кроме Николая (Могилевского). Однако освобождения из ссылки не последовало, и только после личного обращения Сергия («усердной просьбы») к наркому Внутренних дел СССР постановлением Особого совещания при наркомате 19 мая 1945 года Николай был досрочно освобожден из ссылки (окончание ссылки должно было последовать 27 июня 1946 года).

С 5 июня 1945 года — архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. Добился открытия многих храмов и молитвенных домов, часто посещал приходы епархии. С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией. С февраля 1955 года — митрополит.

Служил всегда благоговейно, никогда не спешил. Молился со слезами, особенно при совершении литургии, когда пели «Тебе поем, Тебя благословим…», он всегда плакал. Говорил, что плачет от радости, что Господь сподобил его совершать эту литургию, и от счастья, что он может принести молитвы за всех своих духовных чад, за всех пасомых.

В житии владыки сказано, что в июле 1947 года он летел на самолете из Алма-Аты в Москву на заседание Священного синода. При посадке владыка благословил всех пассажиров, чем вызвал их насмешки. Во время полета отказал мотор, и самолет начал падать. Всё это время владыка молился о спасении всех пассажиров. Самолет упал в какое-то заболоченное, но неглубокое озеро. Когда люди немного успокоились от пережитого ими страха, то стали подходить и благодарить владыку.

«Бог простит. Бога благодарите и Его Пречистую Матерь и возлагайте свои надежды на Святителя Николая», – ответил владыка в ответ на извинения пилота за насмешки.

Во время похорон владыки всю дорогу от храма до кладбища (около 7 км) гроб с его телом верующие несли на руках. За гробом, по подсчетам милиции, следовало до 40 000 человек.

На Архиерейском соборе в августе 2000 года митрополит Николай был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских как исповедник.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×