Актюбинская операция — как громили Колчака
14 августа в истории человечества: «сухой» закон в Вирджинии, права на песни The Beatles, разгром колчаковцев.
Каждый день в истории отмечен важными событиями в области политики, науки, географических открытий, словом, всего, что двигало вперед человечество. Инвентаризацию исторического багажа провел корреспондент Total.kz.
Политика
14 августа 1040 года главный герой трагедии Шекспира «Макбет», племянник шотландского короля Малкольма II, к тому моменту покойного, убил своего двоюродного брата Дункана. Этот самый Дункан стал королем Шотландии после смерти Малкольма II, поскольку покойный монарх ввел новое правило престолонаследия — по праву первородства. И в итоге власть досталась внуку Малкольма II — сыну старшей дочери.
Дункан в 1039 году затеял войну с англичанами и проиграл, вызвав недовольство знати. Макбет, будучи мормэром (акимом) Морея, одной из 32 областей Шотландии, особенно усердствовал в оскорблении родственника. Дункан вторгся в Морей, чтобы наказать Макбета, но в битве при Элгине был им убит. Так Макбет стал новым королем Шотландии. Власть его продлилась до 1057 года, но представители знати начали интриговать еще с 1045-го. В конце концов Макбет был убит еще одним Малкольмом, сыном покойного Дункана.
14 августа 1619 года в Северной Америке был принят первый в истории континента «сухой» закон. «Повезло» штату Вирджиния — здесь было запрещено выращивать виноград. Традиционно на территории Вирджинии обитали индейские племена, относившиеся к трем большим этническим группам, крупнейшей из которых была алгонкинская, две другие — ирокезская и сиу.
Очевидно, вид пьяных чероки, пристрастившихся к «огненной воде», оскорблял администрацию штата, названного в честь королевы-девственницы Елизаветы I, никогда не выходившей замуж. Штат решили сделать и впрямь «девственным». Почти 300 лет спустя «сухой» закон с весьма жесткими формулировками был принят на территории уже всех штатов.
14 августа 1822 года российский император Александр I издал указ о запрещении в государстве тайных обществ и закрытии масонских лож. Со всех чиновников были взяты подписки о непринадлежности к тайным обществам.
Тайные ложи, распространившиеся в Европе, сводились к самой первой — братству каменщиков-масонов. Согласно другой, не менее популярной версии, у истоков тайных обществ стоял орден рыцарей-тамплиеров, уничтоженный в 1314 году французским королем Филиппом IV Красивым и папой Римским Климентом V.
Такие общества стали отличным инструментом влияния на политику любого государства, где они имелись в достаточном количестве. «Вредные» идеи равенства и братства, на которых выросла Великая Французская революция, ставшая великой же резней всех и вся, захватывали аристократию, почти полностью окунувшуюся в ритуалы масонов или иллюминатов и обсуждение политики.
К моменту указа Александра I русское дворянство поголовно состояло в тайных обществах, и принятая мера ситуацию не исправила — три года спустя участники русских тайных лож станут известны всему миру как декабристы, которые подняли восстание против Николая I, принявшего российский трон после смерти отца и отречения брата Константина от престола. Ну а декабристы, как известно, разбудили Герцена, и все заверте...
Общество
14 августа 1848 года в Канаде отменено положение, по которому английский признавался единственным государственным языком. Произошло это на фоне попыток британского правительства объединить разрозненные колонии в единую страну и одновременно ассимилировать более многочисленное франкоговорящее население.
С тех пор Канада — официально двуязычная страна. 7 июля 1969 года это положение закреплено законом, согласно которому английский и французский языки имеют равноправный статус в парламенте, федеральном суде и государственных учреждениях. Все канадские федеральные служащие, обслуживающие население в учреждениях и по телефону, обязаны уметь объясняться и по-английски, и по-французски. Вся федеральная литература, от налоговых деклараций до брошюр и отчетов, издается на обоих языках.
14 августа 1893 года в историю вошел полицейский префект Парижа Луи Лепин. Он прославился тем, что вручил первые в истории Франции водительские права. Ирония судьбы — автомобилист, который их получил, для истории остался неизвестен.
14 августа 1980 года в Польше создан профсоюз «Солидарность». Организация возникла в процессе двухмесячного забастовочного движения.
Учредили «Солидарность» на судоверфи им. Ленина в Гданьске. Легализовался профсоюз 10 ноября 1980 года, а в январе 1982 года его запретили коммунистические власти. С декабря 1981-го по май 1986 года «Солидарность» действовала в подполье. Первым руководителем был Лех Валенса, ставший впоследствии президентом Польши.
Массовое забастовочное движение в 1988 году привело «Солидарность» к новой легализации и победе в «полусвободных» выборах — 99 из 100 мандатов депутата сената получили соратники Валенсы. И уже в 1989 году к власти в Польше пришло первое некоммунистическое правительство.
Культура
В 1985 году, 14 августа, был подписан знаменательный договор купли-продажи. Согласно ему за сумму всего в 47,5 миллиона долларов Майкл Джексон наложил лапы, а точнее, купил права на песни The Beatles. Продажу осуществила компания «ATV Music Publishing».
Чтобы понять, как у этой компании оказались права на композиции одной из самых популярных групп в истории человечества, внимательно следим за руками. Изначально права на каталог песен The Beatles, включавший практически все песни Леннона и Маккартни, принадлежали компании Northern Songs, организованной в 1963 году. В 1965 году Northern Songs стала публичной компанией, и члены группы приобрели часть ее акций. В марте 1969 года каталог Northern Songs выкупила компания ATV. В 1982 году ATV приобрел австралийский предприниматель Роберт Холмс Корт. А уже в 1985 ее перекупил Майкл Джексон.
В настоящее время права на каталог принадлежат консорциуму Sony/ATV Music Publishing, одной из крупнейших медиакорпораций мира. Единственные песни, права на которые эксклюзивно принадлежат дуэту Леннон/Маккартни — «Love Me Do» and «P.S. I Love You». Композиции были записаны раньше заключения контракта с Northern Songs.
Происшествия и катастрофы
14 августа 1919 года началась двухмесячная Актюбинская операция, в ходе которой Туркестанский фронт Рабоче-крестьянской Красной армии под командованием Михаила Фрунзе разгромил Южную армию белогвардейцев-колчаковцев.
К началу операции Южная армия белых, совместно с Уральской армией, контролировала полосу от северо-восточной окраины Каспийского моря до центральной части казахских степей. К северу от этой полосы территория контролировалась Красной армией, а к югу — войсками советской Туркестанской Республики. Главной целью наступления красных было соединение с Туркестаном и взятие под контроль нефтяных месторождений на Эмбе.
4-я армия красных завязала бои в районе Лбищенска, сковав там часть белогвардейских войск. Верхнеуральская группа красноармейцев выдвинулась к Орску, но была остановлена белыми в 150 километрах к северу от города. Оренбургская группа красных ударила по Орску с запада и 30 августа взяла его. 2 сентября Оренбургская группа красных взяла Актюбинск и продолжила наступление вдоль железной дороги на юг. Одновременно войска Туркестанской Республики, наступая с юга, взяли станицу Челкар и 13 сентября соединились с войсками Туркестанского фронта. Южная армия белых была отрезана от своих тылов, и большая часть ее личного состава сдалась в плен.
Трагедия в небе над Германией, произошедшая 14 августа 1972 года, стала и крупнейшей авиакатастрофой в истории этой страны. Крушение потерпел самолет Ил-62 в Кёнигс-Вустерхаузене.
Самолет был выпущен Казанским авиационным заводом в 1970 году и 22 апреля, в честь столетия Владимира Ленина, был подарен государственной авиакомпании ГДР — Interflug, для которой стал первым судном данного типа. На момент катастрофы борт имел всего 3520 часов налета.
14 августа Ил-62 выполнял чартерный рейс на черноморский курорт Бургас в Болгарии, а в его салоне находились 148 пассажиров — жителей ГДР. На высоте 8900 метров экипаж заметил, что возникли проблемы со стабилизатором. В 16:44 экипаж связался с берлинским аэропортом и доложил о намерении вернуться. В 16:51 с борта стали сливать лишнее топливо, чтобы облегчить самолет и выровнять его центровку, а в 16:54 пилоты начали постепенно снижаться.
Вскоре экипаж обнаружил задымление в хвостовой части, а затем отказали рули высоты. У Ил-62 отделился вертикальный стабилизатор, на котором также крепились и горизонтальные рули высоты, после чего самолет потерял устойчивость и перешел в крутое пике. У лайнера оторвало хвостовую часть, а фюзеляж ракетой врезался в лесной массив в Бранденбурге возле Кёнигс-Вустерхаузена. Все 156 человек на борту самолета погибли.
По заключению комиссии, причиной катастрофы стала утечка в системе охлаждения двигателей, в результате чего горячий воздух температурой 300 градусов начал разрушать изоляцию проводов. Помимо этого, в этом же отсеке проходили шланги противообледенительной системы, оболочка которых была также повреждена из-за высокой температуры. Температура в отсеке достигла 2000 градусов, повреждая при этом тяги управления. Огонь поначалу не могли обнаружить из-за отсутствия датчиков пожара в том отсеке. Когда огонь дошел до четвертого багажного отсека, он уже разрушал конструкцию планера. Довольно быстро были выведены из строя рули высоты, а затем конструкция уже настолько ослабла, что от самолета оторвало сперва киль, а затем и всю хвостовую часть, что привело к неконтролируемому падению.