Топ-100 Казахстан и Узбекистан уступают дорогу туркменскому газу
  • 26 декабря, 07:46
  • Астана
  • Weather icon -16
  • 520,93
  • 609,07
  • 6,68

Казахстан и Узбекистан уступают дорогу туркменскому газу

Фото: www.kz.all.biz

Ашгабад рассматривается международными инвесторами как очень важный игрок на рынке углеводородов Центральной Азии

Растущие запасы газа Туркменистана не оставляют другим игрокам на этом рынке в Центральной Азии практически никаких шансов на лидерство. Маленькая республика Туркменистан является одним из самых репрессивных и закрытых государств мира, где повсеместно нарушаются права человека и существуют десятки политзаключенных, но еще здесь есть газ и нефть, которые сглаживают для мировой политической элиты и истеблишмента Центральной Азии все внутренние противоречия этого своеобразного государства, пишет «Курсив».

Опубликованный в начале августа отчет компании British Petroleum свидетельствует, что Ашгабад рассматривается международными инвесторами как очень важный игрок на рынке углеводородов Центральной Азии.

Ставшие недавно достоянием гласности данные отчета  British Petroleum за 2012 год показывают, что даже самые динамично развивающиеся мировые экономики не обходятся без сотрудничества с богатой углеводородами Туркменией. Что уж говорить о Казахстане, который хоть и конкурирует с Ашгабадом на рынке углеводородов, имеет достаточно много общих интересов с прикаспийским соседом.

В 2012 году Туркмения стала крупнейшим поставщиком газа в Китай, покрыв потребность Поднебесной в голубом топливе в объеме в 51,4%. Катар, который является вторым по объемам поставщиком газа в КНР, продал втрое меньше - 16,4%.

Согласно отчету  BP, мир продолжает присматриваться к туркменскому газу, так как впереди - начало добычи голубого топлива на крупнейшем месторождении Галкыныш, которое воспринимают как один из главных источников газа в 21 веке.

По оценкам аудиторских компаний Gaffney, Cline & Associates, запасы месторождения составляют от 13,1 до 21,2 трлн кубометров газа. Казахстан также заинтересован в Ашгабаде, так как потребности в голубом топливе в южных регионах страны, видимо, планируется покрывать именно за счет Туркмении. К тому же, газ с Галкыныша будет поставляться в Китай через газопровод, который напрямую проходит через территорию Казахстана.

Вместе с тем, несмотря на конкуренцию на рынке углеводородов, между Казахстаном и Туркменистаном наметилось очевидное сотрудничество в топливно-энергетическом секторе. Казахстан и Туркменистан являются транзитными государствами, обеспечивающими вывод энергоресурсов на внешние рынки – казахстанская нефть идет в южном направлении, а  диверсификация поставок туркменского газа оказалась невозможной без использования обширной территории Казахстана.

РК является ключевой страной, через которую проходит газопровод «Центральная Азия - Китай». Северный маршрут, через который экспортируется туркменский газ в РФ, также проходит через Казахстан.  Поэтому практически все пути  поставки туркменского газа на внешние рынки завязаны  как на РК, так и на другие республики Центральной Азии.  Это делает Ашгабад зависимым,  что явно не устраивает президента Бердымухамедова.

«Власти Туркменистана понимают, что в скором времени у них обострится конкуренция на рынке газа и нефти с Узбекистаном и Казахстаном, поэтому они пытаются изменить маршруты поставки своего топлива на мировые рынки, в обход как России, так и республик Центральной Азии. В частности, Ашгабад активно продвигает идею проекта Туркмения – Афганистан - Пакистан - Индия и Набукко, если у первого шансы на реализацию весьма неплохие, то второй терпит крах. При этом формально Казахстан пытается не участвовать в этих проектах, так как они бьют по интересам России. Но, в то же время, Набукко выгоден и Астане, он мог бы позволить диверсифицировать ее поставки голубого топлива, поэтому, являясь транзитной страной, и сам Казахстан понимает необходимость новых путей выхода на международный рынок, в чем интересы РК и Туркменистана  полностью совпадают», - говорит политолог Баходир Сафоев.

Казахстан также крайне заинтересован в развитии транспортного коридора «Север - Юг», он призван обеспечить выход Казахстана и Туркменистана в направлении стран Персидского залива.  

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×