Топ-100 «Я стала инвалидом»: жительница Усть-Каменогорска обвиняет силовиков ВКО в покрывательстве
  • 16 апреля, 16:30
  • Астана
  • Weather icon +17
  • 448,56
  • 478,03
  • 4,79

«Я стала инвалидом»: жительница Усть-Каменогорска обвиняет силовиков ВКО в покрывательстве

По словам адвоката, правоохранительные и надзорные органы Восточно-Казахстанской области сделали все, чтобы увести своих коллег от ответственности.

50-летняя жительница Усть-Каменогорска Жанна Диез не может добиться наказания виновных. Женщина утверждает, что два года назад подверглась незаконным действиям со стороны членов следственно-оперативной группы Антикоррупционной службы Восточно-Казахстанской области, передает корреспондент Total.kz. Тогда же она перенесла операцию и временно лишилась трудоспособности.

Женщина до сих пор не может забыть тот злополучный день и заметно нервничает, когда рассказывает о произошедшем.

5 февраля 2020 года ранним утром она вышла из квартиры во двор дома, чтобы вынести пакет с мусором и пойти на работу. Выкинула мусор в контейнер и собралась последовать дальше. Но в этот момент ее схватил за руку обеими руками какой-то мужчина.

«Он применил боевой прием, заломив руку, обездвижив ноги, повалил на землю. Я была в шоке оттого, что произошло. В результате этих противоправных действий мне был причинен вред здоровью средней тяжести. Я стала инвалидом. На 20% лишилась трудоспособности», — рассказывает женщина.

Упав, она ощутила сильную боль в ногах. В этот момент подбежали еще несколько человек в гражданской одежде, двое из них начали производить видеосъемку. Кто-то крикнул, что она задержана.

Как позже выяснилось, таким образом задержание производил сотрудник отряда специального назначения «Беркут» Бухар Кажымухан Болатулы, входивший в состав следственно-оперативной группы Антикоррупционной службы ВКО. А Жанна Диез, оказалось, является свидетелем по уголовному делу о коррупции и к ней домой пришли проводить обыск. Отметим, что задержание, согласно статье 128 Уголовно-процессуального кодекса РК, применяется только в отношении подозреваемых в совершении преступлений. Но Жанна Диез, как утверждает адвокат Архат Халелов, ни тогда, ни после не была ни в статусе подозреваемой, ни в статусе обвиняемой. Протокол о задержании никто не составлял. Следовательно, чтобы провести обыск в ее квартире, достаточно было подойти к ней и предъявить соответствующее постановление.

«Но зачем-то они отправили спецназовца. Человека, который натренирован к задержаниям силовым методом с применением боевых приемов. Естественно, он подошел, применил свои навыки, пнул по ногам, сделал подсечку, отчего она потеряла равновесие и упала. Все это повлекло за собой причинение телесных повреждений», — говорит адвокат Архат Халелов.

«Такое указание дал следователь Антикоррупционной службы Андрей Игоревич Кулешов. С его стороны и в дальнейшем были противоправные действия в отношении меня, оказывалось психологическое давление. Со мной разговаривали грубо, как с преступником, унижали. В ответ на просьбы о неотложной помощи мне заявили, что я пытаюсь помешать следственным мероприятиям, обыску, симулирую травму, следственные действия были начаты и продолжены в отсутствии адвоката», — добавляет пострадавшая.

До суда не дошло

По результатам проведенной судмедэкспертизы у Диез были выявлены закрытый перелом наружной лодыжки правой голени, полный разрыв тела и заднего рога внутреннего мениска правого коленного сустава с дислокацией фрагментов и другие травмы. 

Заявление в полицию было подано в тот же день — 5 февраля 2020 года. Но досудебное расследование в отношении сотрудников Антикоррупционной службы по части 1 статьи 107 УК РК по факту причинения телесных повреждений управлением полиции Усть-Каменогорска было начато только в конце марта.

Однако дело, по словам пострадавшей, начали волокитить, куда-то исчезли часть видеозаписи задержания — момент нападения. Пострадавшая неоднократно писала жалобы. Сами сотрудники следственно-оперативной группы Антикоррупционной службы отрицали факт применения силы.

После жалобы в Генеральную прокуратуру РК в апреле производство по делу переквалифицировали на превышение должностных полномочий (п.1 ч.4. ст. 362 УК РК) и дело передали в департамент полиции ВКО для дальнейшего расследования.

«Ваши доводы, в том числе об оказании сотрудниками Антикоррупционной службы морально-психологического давления, будут проверены в ходе следствия. Прокуратурой области органу уголовного преследования дано соответствующее указание», — сообщили в надзорном органе.

В октябре 2020 года из уголовного дела материалы в отношении спецназовца Кажымухана Бухара были выделены в отдельное производство, а в отношении следственно-оперативной группы, в том числе следователя Андрея Кулешова, дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

«Это и неудивительно, так как они из одной команды, прикрывают друг друга и считают нормой применение спецприемов при задержании беззащитной слабой женщины, которая к тому же является всего лишь свидетелем. Хотелось бы, чтобы Генеральная прокуратура, на которую у нас осталась единственная надежда, обратила внимание и пресекла беспредел силовиков. Безнаказанность порождает вседозволенность», — говорит адвокат Архат Халелов.

С августа 2018 года департаментом Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Восточно-Казахстанской области руководил Ерлан Жалмагамбет. В апреле 2022 года его сменил Денис Шакенов, возглавлявший до этого Антикоррупционную службу по Карагандинской области. Ерлан Жалмагамбет сейчас занимает пост заместителя начальника департамента полиции на транспорте МВД РК.

Не виноватый я

Спецназовец, конечно, категорично отрицал факт применения силы, и заверял, что Диез сама поскользнулась на ледяной дороге и упала. Интересно, что показания его разнятся.

Если на следственном эксперименте он показал, как подбежал, взял ее за левую руку и держал, она не вырывалась, но, сделав шаг назад, упала на правое колено правой ноги на скользкой поверхности, а сотрудники Агентства по противодействию коррупции его до этого предупредили о проводимой операции и необходимости без применения силы задержать женщину, то в более поздних показаниях он рассказывает, что ему «дали указание остановить» и он «подошел к ней, взял обеими руками ее левую руку. Она, мол, испугалась, спросила, кто он, он ответил:  «Полиция», и что сейчас подойдут сотрудники Антикоррупционной службы и объяснят ей, что в ее квартире будет произведен обыск», она пыталась вырваться, сделала шаг назад, поскользнулась и упала. Что он не мог бежать за ней, так как был гололед и колея.

Однако на предоставленной самой пострадавшей видеозаписи с камер одного из городских кафе за женщиной с мусорным пакетом в руке и рюкзаком за спиной бежит человек в форме, настигает ее, она падает, следом подходят еще несколько человек. Кроме того, судебно-медицинская экспертиза и результаты следственного эксперимента показали, что описанные выше травмы она не могла получить, просто поскользнувшись.

«Механизм травмы: ротационно-сгибательное и ударное воздействие на правую нижнюю конечность в области коленного и голеностопного суставов. Данный механизм возможен при обстоятельствах, указанных в следственном эксперименте от 7.07.2020 года гражданкой Диез, и невозможен при обстоятельствах, указанных в следственном эксперименте 13.07.2020 года гр. Б.», — говорится экспертном заключении.

Также на сапоге женщины остались следы от обуви спецназовца, что было доказано судебно-трасологической экспертизой. По заключению эксперта, на женском сапоге имеются всего три повреждения.  

«Два повреждения расположены с правой стороны задника сапога, могли быть образованы в результате динамического взаимодействия сапога с относительно твердой преградой (преградами), имеющей грани. Одно повреждение расположено на правой стороне союзки сапога, могло быть образовано в результате динамического взаимодействия сапога с относительно твердой преградой удлиненной формы. Повреждения, обнаруженные на женском сапоге Диез Ж.Б., могли быть образованы в результате взаимодействия его с ботинком на левую ногу, изъятым у сотрудника в/ч 5518 НГ МВД РК, при обстоятельствах, указанных при производстве следственного эксперимента Диез Ж.Б, то есть при ударе по ее ноге ногой сотрудника», — говорится в заключении эксперта.

«Ему на слово верят»

В апреле 2021 года военный суд Семейского гарнизона рассмотрел жалобу Диез. Адвокат  сотрудника спецподразделения «Беркут» просил суд прекратить производство в связи с отсутствием события и состава преступления. Изучив все материалы дела, суд установил, что, согласно вынесенному 29 декабря 2020 года постановлению отделения военной полиции, процессуального решения по факту причинения вреда здоровью женщины принято не было. Суд признал состоятельными доводы адвоката Диез, оснований для прекращения производства не усмотрел. И направил уголовное дело военному прокурору Усть-Каменогорского гарнизона для решения вопроса дальнейшего досудебного расследования.

«Факт наличия причиненного вреда здоровью Диез Ж.Б. суд под сомнение не ставит, считает его установленным заключением судебно-медицинской экспертизы», — следует из постановления суда.

В мае 2021 года судебная коллегия по уголовным делам Военного суда РК оставила постановление военного суда Семейского гарнизона без изменения, а частную жалобу адвоката спецназовца — без удовлетворения.

Но позже дело было прекращено за отсутствием состава преступления: постановление о прекращении досудебного расследования вынес дознаватель отделения военной полиции в/ч 5518 О.М. Арингазин, а утвердили документ начальник отделения военной полиции  в/ч 5518  О.О. Касаткин и военный прокурор Усть-Каменогорского гарнизона Ж.А. Аекенов.

«В ходе досудебного расследования какие-либо фактические данные, характеризующие действия Б. в виде прямого или косвенного умысла, а также причинной связи между преступным деянием и наступившими последствиями органом уголовного преследования, не установлено. Во-первых, Б. какую-либо физическую силу, приемы рукопашного боя и борьбы в отношении Диез не применял, а просто остановил ее, взяв за руки, в последующем она, отходя назад от него, упала, поскользнувшись на колее дороги», — следует из постановления о прекращении уголовного дела.

Адвокат Архат Халелов считает, что областные правоохранительные и надзорные органы сделали все, чтобы увести своих коллег от ответственности.

«Выводы делаются только на основании слов спецназовца, типа «Я не пинал». Ему на слово верят, а на научно-доказанные документы, заключения экспертов никто не обращает внимания, глаза закрывают. Но мы намерены продолжать в своем направлении. Будем обжаловать постановление о прекращении дела, снова писать жалобы и дальше добиваться привлечения виновных лиц к уголовной ответственности», — заключил Архат Халелов.

На сегодня, по информации из достоверных источников, следователь Кулешов уже не работает в антикоррупционной службе ВКО. Уволился сам или «ушли», не известно.

Между тем суд недавно полностью оправдал фигурантов уголовного дела, по которому Жанна Диез проходила свидетелем.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×