Вопросы унитарности и территориальной целостности РК не могут быть предметом референдума – проект поправок в Конституцию РК

Фото: kapital.kz

Министр юстиции Марат Бекетаев в своем докладе рассказал мажилисменам, какие изменения правительство предлагает внести в Конституцию РК согласно проекту Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», передает Total.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства юстиции РК.

«Уважаемый Нурлан Мажитович! Уважаемые депутаты, приглашенные! Проект Конституционного закона разработан в порядке законодательной инициативы Президента. Он направлен на приведение отдельных конституционных законов в соответствие с поправками в Конституцию. Изменения вносятся в 8 конституционных законов («О выборах», «О Парламенте и статусе его депутатов», «О республиканском референдуме», «О Правительстве», «О Президенте», «О Конституционном Совете», «О Первом Президенте – Лидере нации», «О судебной системе и статусе судей»). 1. В Конституционном законе «О Президенте» полномочия Президента приводятся в соответствие с конституционными поправками. В частности, Президент по представлению Премьер-Министра, внесенному после консультаций с Мажилисом Парламента, назначает на должности членов Правительства. Вместе с тем в случае обращения депутатов Парламента об освобождении от должности члена Правительства в установленном Конституцией порядке (Подпункт 6) статьи 57) Президент освобождает его от должности. Из Конституционного закона «О Президенте» исключаются следующие законодательные функции: -​ издавать указы, имеющие силу закона; -​ объявлять проект закона срочным; -​ поручать Правительству внести законопроект в Мажилис и -​ отменять акты Правительства. 2. В Конституционном законе «О Первом Президенте – Лидере нации» вносятся поправки в части наименования и уточнения статуса Первого Президента Казахстана как «Елбасы». 3. Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» будет дополнен статьей 22-1, определяющей порядок согласования с Мажилисом кандидатур членов Правительства. Консультации будут проводиться в соответствующих постоянных комитетах. Соответствующие кандидатуры на должности представляет Премьер-Министр или уполномоченное им должностное лицо. Соответствующий комитет будет выносить заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре. 4. Согласно конституционным поправкам, в Конституционный закон «О Правительстве» вносятся изменения по упразднению центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Также устанавливаются нормы, регламентирующие взаимоотношения Правительства с Президентом и Парламентом. Правительство действует в пределах срока полномочий Мажилиса и слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом. 5. В Конституционном законе «О выборах» предусматриваются поправки, направленные на повышение правовой грамотности избирателей и участников избирательного процесса. Вносятся дополнительные требования, предъявляемые к кандидату в Президенты: - наличие опыта работы на государственной службе или на выборных государственных должностях не менее 5 лет; - подтверждение отсутствия заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей (для этого проводится медицинское освидетельствование). 6. Согласно изменениям в Конституционный закон «О Конституционном Совете» предусмотрено право Президента направлять обращения в Конституционный Совет в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности. При этом определяются последствия обращения в Конституционный Совет и последствия принятия Советом решений. 7. В Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» вносятся поправки, направленные на уточнение реализации Верховным судом функции разъяснения судебной практики. Вместе с тем устанавливаются требования к участникам конкурса на должность судьи. В целях их усиления пересмотрен возраст кандидата в судьи районного суда (с 25 до 30). 8. Вносятся поправки в Конституционный закон «О республиканском референдуме». Не могут быть предметом референдума вопросы унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Первым Президентом – Елбасы, и его статуса. Принятие проекта Конституционного закона не требует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета», – доложил министр.

ИА Total.kz

Поделиться