МИР РК предлагает создать Национальный орган по стандартизации

Фото: go2thestars.com.ua

Министерство по инвестициям и развитию РК представило новый законопроект «О стандартизации». В настоящее время он проходит обсуждение с депутатами мажилиса парламента РК, передает Total.kz.

Сегодня в Казахстане сделан шаг по созданию двухуровневой системы технического регулирования, созданной в 2004 году по аналогии с международной моделью, где безопасность регулируется государством посредством обязательных требований, устанавливаемых в технических регламентах, а качество, способствующее добросовестной конкуренции продукции, через стандарты.

То есть государство гарантирует безопасность, а рынок конкурирует посредством улучшения качественных показателей.

К примеру, в техническом регламенте Евразийского экономического союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» химическая и санитарно-гигиеническая безопасность мебельной продукции должна обеспечиваться отсутствием выделения в окружающую среду летучих химических веществ из изделий мебели в количествах, которые могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на организм человека с учетом совместного действия всех выделяющихся веществ. При эксплуатации мебели не должны выделяться химические вещества, относящиеся к первому классу опасности, а содержание остальных веществ не должно превышать допустимые уровни миграции в воздушную среду.

При этом качественные показатели, такие как прочность и долговечность, устанавливаются в соответствующих стандартах, к примеру, ГОСТ 15338 «Мебель. Фурнитура для мебели. Прочность и долговечность выдвижных элементов и их компонентов». Таким образом, был сделан шаг по образу международной модели, где стандартизация в рамках системы техрегулирования оказывала сервисное обслуживание для реализации технических регламентов.

Следующий шаг по переходу на международную модель – создание отдельного закона «О стандартизации», о чем Казахстану также говорит и Всемирная торговая организация (2015 год), где Казахстан должен обеспечить выполнение требований Соглашения по техническим барьерам в торговле, где в качестве основных барьеров указаны расхождение законодательств разных стран, различие стандартов. Стандарты должны носить рекомендательный характер, национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным требованиям, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.

И Договор о ЕАЭС (2014 год), где техническое регулирование определено как правовое регулирование только обязательных требований к продукции.

В мировом сообществе стандартизация - важнейший инструмент регулирования качества продукции, создающий доверие, а также способствующий устранению техбарьеров в торговле, стимулированию развития экономики, определению промышленной политики, повышению конкурентоспособности продукции и развитию инноваций.

В таких странах, как Германия, Великобритания, Испания, Австрия, Норвегия и Китай, действуют законы «О стандартизации». Российская Федерация и Республика Беларусь, являющиеся партнерами Казахстана по ЕАЭС, развиваются также по аналогичному пути (Законы «О стандартизации» действуют с 2015, 2016 годов).

Учитывая вышесказанное в соответствии с планом законопроектных работ правительства РК подготовлен законопроект «О стандартизации» который в настоящее время проходит обсуждение с депутатами мажилиса парламента Республики Казахстан. Переходя к самому законопроекту, необходимо отметить, что его структура содержит 9 глав и 40 статей.

Справочно: Глава 1 Общие положения Глава 2 Национальная система стандартизации Глава 3 Документы по стандартизации Глава 4 Порядок разработки документов по стандартизации Глава 5 Применение документов по стандартизации Глава 6 Система каталогизации Глава 7 Информационное обеспечение Глава 8 Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации Глава 9 Заключительные и переходные положения Общей целью стандартизации согласно законопроекту является повышение качества отечественной продукции, ее конкурентоспособности, устранение технических барьеров в торговле, а также с учетом последних приоритетов, озвученных главой государства, - поддержка эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств. Также заложены важные принципы динамичности и опережающего развития стандартизации, разработки и утверждения стандартов на основе участия всех заинтересованных сторон.

Кроме того, раскрыт основной принцип стандартизации – принцип добровольности как в части выбора документов по стандартизации, так и участия в работах по стандартизации всех заинтересованных сторон.

Если субъект национальной системы стандартизации в добровольном порядке заявил о соответствии объекта стандартизации документу по стандартизации, в том числе в случае применения обозначения документа по стандартизации в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, а также если объект стандартизации в добровольном порядке сертифицирован на соответствие требованиям документа по стандартизации, требования документа по стандартизации для него становятся обязательными. Законодательно закрепляется национальная система стандартизации как совокупность субъектов и их отношений в процессе осуществления деятельности в сфере стандартизации. Субъектами являются: уполномоченный орган, государственные органы, Национальный орган по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, технические эксперты по стандартизации, заинтересованные физические и юридические лица. И определены объекты стандартизации – это продукция, процессы и услуги. Одно из ключевых нововведений - это определение Национального органа по стандартизации как оператора, который должен скоординировать все процессы по стандартизации, а также создавать условия для принятия стандартов по принципу «государство - бизнес - потребитель».

Необходимо отметить, что Национальный орган по стандартизации проводит работы от анализа документов по стандартизации до самой процедуры разработки и мониторинга их применения, что поспособствует защите отечественного бизнеса посредством включения национальных стандартов в перечне к техническим регламентам как взаимосвязанных. Результатом этого должны стать стандарты, создающие возможность конкурировать и вызывать доверие на внутреннем и внешнем рынках. С этой целью заложен процесс разработки национальных стандартов, выдерживающий требования ВТО в части открытости процесса разработки национальных стандартов с участием всех заинтересованных сторон. При этом вводится техническое обсуждение проектов национальных стандартов, которое возлагается на технические комитеты по стандартизации. На технической площадке анализируется терминология, определяется техническая готовность РК к внедрению стандарта, исключается дублирование технических требований, проверяется соответствие законодательству, изучается наличие научных исследований. Далее Национальный орган по стандартизации осуществляет соблюдение всех процедур разработки, а также баланса заинтересованных сторон, как было отмечено ранее, по принципу «государство - бизнес - потребитель». Государство является равноправным участником в данном процессе, но оставляет за собой полномочия вмешиваться с административных позиций только в те вопросы, которые непосредственно связаны с безопасностью в технической политике.

В достижении консенсуса участвуют все заинтересованные стороны от производителя до государственного органа и конечного потребителя продукции. Роль каждого участника соответствует его заинтересованности. Для потребителя – качество, безопасность, экономичность. Для академической среды – научный подход в разработке. Для бизнеса – эффективное производство, импортозамещение и т.д. В целом принятие данного законопроекта, как полагают в МИР РК, повлечет положительные правовые, социально-экономические последствия, такие как: создание условий для правового регулирования общественных отношений в сфере стандартизации, создание национальной системы стандартизации, основанной на международной модели, повышение роли национальных стандартов; создание условий для развития качества продукции, процессов и услуг, стимулирование внедрения инноваций и трансферта технологий, а также повышение конкурентоспособности национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

ИА Total.kz

Поделиться