Казахстанские антитабачники перенимают опыт российских коллег

Фото: news.ykt.ru

В РФ вступил в силу закон, запрещающий табачным компаниям заниматься спонсорством

В Астане состоялись серии встреч авторов антитабачного российского закона, который в настоящее время признан самым передовым по СНГ. Руководитель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин представил экспертам Министерства здравоохранения и социальной защиты, комитета защиты прав потребителей РК, мажилисменам, гражданскому сектору российский опыт по борьбе с табаком, сообщает корреспондент ИА Total.kz.
Несмотря на сильнейшее лобби и давление иностранных компаний, которых в России более пяти, авторам все-таки удалось утвердить очень прогрессивные антитабачные поправки, опередив по некоторым позициям Казахстан. Российский рынок для табачных корпораций один из самых больших в мире, он составляет около 400 млрд сигарет при том, что весь Евросоюз потребляет всего 600 млрд сигарет. 
Федеральным законом в России с 1 июня внедрены запреты:
спонсорства табачными компаниями табачных изделий; 
стимулирования продаж табачных изделий;
курения в общественных местах;
выкладки табачной продукции;
торговли табаком в ларьках и киосках. 
Согласно данным Агентства по статистике России (Росстат), с начала принятия жестких запретов на курение фиксируется падение продаж на 6-8% у всех  иностранных компаний, контролирующих 94% рынка. При этом наблюдается рост оборотов ресторанного бизнеса от 1% (Москва) до значительного 25% (Сахалин) после принятия запрета на курение в общественных местах.   
Главными преимуществами нового российского закона над казахстанским - запрет спонсорства и стимулирования продаж, за который все еще идет борьба в Мажилисе Парламента РК и запрет выкладки. 
С 1 июня 2014 года, после более чем годового переходного периода, на всей территории РФ запрещается розничная торговля табачной продукцией в киосках. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал, куда посетитель должен войти, чтобы совершить покупку после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции. 
Во всех торговых объектах, в том числе специализированных, выкладка и демонстрация табачной продукции  запрещена. Информация о табачной продукции доводится до сведения покупателей в виде перечня, текст которого выполнен одинаковыми буквами черного цвета на белом фоне без использования каких-либо графических изображений и рисунков. 
Таким образом, покупатель видит упаковку табачной продукции только после ознакомления с этим перечнем, не подвергаясь стимулирующему влиянию размещенных в витринах упаковок сигарет. 
«В России запрет спонсорства был принят, так как общеизвестно, что спонсорство – это узаконенная форма взятки чиновникам, которые лоббируют преференции табачным компаниям на высоком уровне. Кроме России по всему миру уже более 50 стран внедрили запреты спонсорства, среди которых есть и откровенно бедные страны, нуждающиеся в дополнительном финансировании. Достоверно установлено, что запрет выкладки сигарет снижает число импульсных покупок, а также предотвращает вовлечение  детей в курение. Совокупно спрос на сигареты снижается на пять процентов и более. Россия одной из первых стран мира пошла на принятие жестких ограничений на продажу  сигарет. Взаимодействие с Министерством здравоохранения России позволило отстоять данные положения закона в споре с табачными лоббистами, которые пытались заблокировать принятие жесткого запрета», - сказал Д. Янин. 
 
Поделиться