Почему Умут Шаяхметова требует девальвацию?
Председатель правления «Халык банка» призналась, что была готова к девальвации 2009 года
Председатель правления «Халык банка» Умут Шаяхметова вновь подтвердила, что в прошлом году не была готова к девальвации, в результате чего банк понес финансовые потери. На вопрос журналистов, успел ли банк подготовиться к девальвации 2009 года (в то время главой Нацбанка был Григорий Марченко), госпожа Шаяхметова ответила: «В 2009-м – да». Но уточнила, что в то время шли дефолты Леман Бразерс и «наших казахстанских крупнейших банков» (БТА – прим. авт.). «Там было ожидаемо все», – сказала она в кулуарах саммита CFO Ideas Exchange & Networking Even в Алматы.
Напомним, девальвация 2009 года для подавляющего большинства казахстанцев оказалась столь же неожиданной, как и прошлогодняя. Но не для всех. По признанию Умут Шаяхметовой, в 2009 году она успела подготовиться, то есть понесла гораздо меньше рисков как лично своих, так и акционеров.
В марте 2009 года депутат сената парламента РК Гани Касымов просил Григория Марченко объяснить, почему Нацбанк накануне девальвации обналичил порядка 4,5 млрд долларов. Соответствующий депутатский запрос он сделал на пленарном заседании сената. «Вы должны объяснить, как получилось, что за январь Нацбанк продал порядка 3 млрд долларов, а за первые числа февраля – порядка 1,5 млрд долларов. Опровергните эти слухи, о которых сегодня пишут все газеты, и расскажите, кто нажился в эти дни, обналичив доллары в тенге», – вопрошал сенатор. Ответа не последовало.
В подтверждение слов сенатора приводим данные KASE. Девальвацию проводили 4 февраля 2009 года. Днем ранее, 3 февраля, на бирже куплено 1,48 млрд долларов, а 2 февраля – 550 млн долларов. Итого, два миллиарда долларов за два дня до девальвации.

Павел Кириллов